В Санкт-Петербурге начинается высокий сезон – первый после празднования 300-летия города. Комиссия по въездному туризму Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии провела блиц-опрос руководителей крупнейших принимающих компаний, чтобы выяснить, чего они ждут от наступающего лета.
Судя по всему, ничего неожиданного не произойдет. По мнению операторов, въездной поток в Петербург останется на уровне прошлого года, хотя интерес к городу огромный. Понятно, что по сравнению с юбилейным годом рамки высокого сезона значительно раздвинутся: уже сейчас в центре Петербурга можно видеть туристические автобусы, а продолжится прием иностранцев вплоть до ноября. Директор департамента приема и обслуживания туристов компании «Актис» Алексей Жуков отмечает, что в этом году наивысшие точки приема туристов приходятся на первую декаду апреля, в то время как обычно это происходит только после вторых майских праздников.
С другой стороны, туристов могло бы быть еще больше, но основные проблемы петербургского въездного туризма к началу сезона не разрешились. Гостиниц, по-прежнему, не хватает, городская инфраструктура снова будет перегружена. По словам, генерального директора компании «Мир» Валерия Фридмана, на данный момент все туристические гостиницы Питера забронированы на весь сезон, причем, непонятно кем – то ли московскими, то ли иностранными компаниями, и не исключено, что дело закончится серьезным объемом аннуляций. «Мы не можем подтвердить до половины заявленных групп, более того, некуда селить даже индивидуалов». По мнению генерального директора компании «Нордик Трэвел» Любови Софян, сейчас реально существует опасность полной монополизации Москвой гостиниц Петербурга. С ней согласна Тамара Кособуцкая, генеральный директор компании «Тройка Райзен»: «Как центр культурно-исторического наследия Санкт-Петербург намного привлекательнее для туристов, чем Москва, и столичные турфирмы практически оккупировали рынок Петербурга».
За прошедший год к гостиничному фонду Санкт-Петербурга не добавилось ни одной гостиницы 3*, не появились и обещанные плавучие отели. Открылось несколько гостиниц более высокого уровня и масса мини-отелей, которые, однако, не могут решить проблему размещения: первые – из-за цены, вторые – из-за несоответствия требованиям турфирм. Валерий Фридман подчеркивает: «Наши мини-отели не являются таковыми в европейском понимании – они не обладают достаточной инфраструктурой, во многих нет лифтов, не организован поднос багажа». К тому же, стандартная группа численностью 48-50 туристов в мини-отель не поместится, а размещать одну группу по разным гостиницам не полагается. Кроме того, многие мини-отели не имеют всех необходимых разрешений и сертификатов соответствия, что делает работу с ними невозможной для турфирм, заботящихся о своей репутации и безопасности клиентов.
Другой больной вопрос для принимающих компаний – транспорт, дороги и пробки. Генеральный директор компании «Фаворит» Светлана Федотенкова отмечает, что рост цен на транспорт крайне негативно сказывается на въездном туризме: «Когда выросли таможенные пошлины, почти прекратился ввоз автобусов в наш город, даже подержанных. У нас же самих автобусов не хватает. Машин среднего класса без кондиционеров, следовательно, и более дешевых, нет. Сейчас транспортная проблема обострится в связи с появлением парома Tallink – есть большая опасность, что часть автобусов будет оттянута туда». Валерий Фридман также объясняет транспортную проблему тем, что в предыдущие годы часть автобусов пригонялась из Москвы, а теперь это стало невозможно из-за изменений в столичной системе транспорта.
Большое значение для въездного рынка имеет и проблема ценообразования. Санкт-Петербург – действительно популярный город на мировом туристическом рынке, но это не значит, что ему не надо опасаться конкуренции. И если питерские операторы уверены, что перераспределение турпотока на Москву им не угрожает, то по поводу соперничества с европейскими столицами ситуация не столь радужна. Относительно высокая стоимость петербургского турпакета заставляет ряд туристов предпочесть путешествие в Прагу, Вену или Рим, где туруслуги дешевле.
По мнению операторов, состав въездного турпотока в этом году качественно не изменится: по-прежнему, преобладать будут немцы, французы, итальянцы, китайцы, ожидается много поляков. И при этом отмечается сокращение количества рейсов на Санкт-Петербург из некоторых стран. По словам Любови Софян, в город сейчас едет гораздо меньше туристов из США и Австралии, поток из Латинской Америки практически нулевой. «Туристы из Японии сталкиваются сразу с двумя существенными трудностями: дороговизна тура, а также малое количество рейсов на Санкт-Петербург».
В основном в Питер приезжают люди старшего возраста. Молодежный туризм, по-прежнему, неразвит, нет экономичных средств размещения и специальных пакетов, предполагающих особую программу. Летом из-за сезонного увеличения цен затихает и социальный туризм.
Вице-президент Российского союза туриндустрии, директор СЗРО РСТ Сергей Корнеев отмечает, что, по оценкам Всемирной туристской организации, Санкт-Петербург занимает 8-е место в рейтинге самых популярных городов мира, опережая, например, Прагу, Мюнхен и Берлин. «Нам необходимо не только увеличивать количество туристов, но и бороться за увеличение сроков их пребывания в Санкт-Петербурге».
Широко распространено мнение, что нет смысла инвестировать строительство питерских отелей, поскольку загрузка уже существующих в среднем по году составляет 50-60% - при полной загрузке в период белых ночей и малом количестве гостей в остальное время. По мнению Сергея Корнеева, это абсолютно неверная постановка вопроса. Петербургу не хватает, прежде всего, отелей совершенно определенного класса – например, уровня 3 звезды, молодежных хостелов. «К нам приезжает много пожилых состоятельных туристов, которые могут себе позволить остановиться в отелях высокого класса, но мы теряем самых активных туристов в мире – людей среднего возраста, среднего класса, которые чаще всего путешествуют с семьями, а также молодежь, поскольку у нас нет подходящих для них мест размещения, - говорит г-н Корнеев. - Необходимо подчеркнуть: появление новых отелей среднего класса не уменьшит существующую среднюю загрузку, а, наоборот, поможет привлечь дополнительных туристов».
Опубликовано: 19.04.2004
Источник: Пресс-служба СЗРО РСТ
По этой теме