Площадок много, но надо еще столько же
В минувший вторник столичное правительство на своем заседании рассмотрело итоги выполнения Концепции развития выставочной деятельности в Москве от 1999 года. Эта отрасль за последние годы стала одной из самых динамичных и прибыльных. Тем не менее, для того чтобы встать в один ряд с мировыми лидерами выставочного дела, городу потребуется примерно столько же высокотехнологичных, специализированных площадей, сколько имеется сегодня.
При желании сегодня в Москве можно насчитать около 800 тысяч квадратных метров выставочных площадей. Здесь окажутся все ДК, стадионы, павильоны на некоторых рынках, холлы гостиниц и ряда учреждений. Но, по сути, общая площадь полноценных закрытых помещений, готовых разместить выставку любого уровня, не превышает 250 тысяч квадратных метров.
- В Москве есть площадки, вполне соответствующие высоким международным требованиям, - считает член комитета по выставочной деятельности Торгово-промышленной палаты РФ, генеральный директор информационно-выставочного агентства "Информ ЭКСПО" Светлана Иванова. - Это "Экспоцентр" на Красной Пресне, культурно-выставочный центр "Сокольники", недавно построенный "Крокус Экспо" в Строгино. Но у нас остро стоит вопрос нехватки выставочных площадей. Сорока трех тысяч квадратных метров "Крокуса" все равно недостаточно. Нужно еще как минимум 100-200 тысяч метров. По количеству выставочных площадей нас намного опередили такие страны, как Германия, Франция, Италия. Пожалуй, нашими конкурентами можно считать столицы стран Восточной Европы.
Мы еще и несем потери. Это и 7 тысяч квадратных метров сгоревшего "Манежа", 4-тысячный павильон "Триумф" в комплексе "Росстройэкспо" на Фрунзенской набережной, который сдали в долгосрочную аренду под продовольственный супермаркет.
Эксперты утверждают, что сам факт наличия качественных площадей напрямую стимулирует развитие выставочного дела. Но, несмотря на дефицит площадей, выставочный бизнес в Москве растет на глазах. В 2003 году оборот всей отрасли, включая сопутствующую инфраструктуру (производство и монтаж оборудования, полиграфия и т.д.), по словам генерального директора специализирующейся на организации выставок компании «Росинекс» Игоря Прудникова, составляет не менее $200 млн. Ежегодный прирост оборота достигает 20%.
Рынок развивается не только количественно, но и качественно. В частности, в сфере промышленности в 2004 году пройдет 58 выставок, из них постоянными, то есть действующими более пяти лет, являются всего 10. Свыше 1000 участников доводилось собирать только на 1,6% московских выставок, среди которых наиболее известны "Продэкспо", "Мебель", туристическая MITT. Всего на 2004 год запланировано проведение 600 торгово-промышленных выставок, из них относительно постоянными можно назвать около 200.
По мнению генерального директора ВВЦ Магомеда Мусаева, у Москвы уже появились конкуренты в выставочном деле. Например, "Крокус". Этот комплекс на МКАДе уже сейчас оттягивает крупные выставки, участники которых поехали бы в Москву, если бы здесь было место. В 2005 году подмосковный "Крокус-Экспо" будет иметь уже 100 тыс. кв. м. Если все международные выставки уйдут в Подмосковье, в столицу их уже никогда не вернуть. Это значит, Москве в короткие сроки необходимо создать собственную базу, а построить ее можно там, где уже сейчас есть необходимые условия. Сегодня нет реальных возможностей масштабного строительства ни в "Экспоцентре", ни в "Сокольниках", ни в "Росстройэкспо", есть только на ВВЦ. Реализация первого этапа соответствующего проекта планируется к апрелю следующего года.
Опубликовано: 23.04.2004
Источник: По материалам газеты «Известия»
По этой теме