На Байкале все места раскуплены вплоть до осени
Турфирмам Иркутской области в раскрутку собственного бренда сегодня приходится вкладывать по максимуму. Зато нет сомнений, что эти вложения окупятся с лихвой: туристический потенциал Байкальского региона просто огромен. По словам исполнительного директора Сибирской Байкальской ассоциации туризма Александры Финкельштейн, емкость туррынка Приангарья может быть в ближайшие годы увеличена в 4-5 раз.
- Александра, с какими проблемами сегодня приходится сталкиваться туристическим компаниям Иркутской области?
- Прежде всего, это короткий туристический сезон. Получается, что на полную мощность компании работают только четверть года. Если сезон увеличить, то инвестиционная привлекательность этого вида бизнеса повысится. Но, с другой стороны, приход крупных инвесторов может привести к переделу отрасли, как это произошло, например, в Новосибирске. Многие компании города превратились в отделения московских туроператоров. Соответственно, налоги “утекают” в столицу, что не нравится местным властям. Зато приход москвичей пришелся по вкусу новосибирцам: выездной туризм для них стал дешевле.
Вторая сложность – дефицит гостиничного фонда. Насколько мне известно, с начала мая по 30 сентября раскуплены все места в гостиницах области. Компаниям приходится отказывать потенциальным клиентам, поскольку их просто негде размещать. По идее, в сложившейся ситуации гостиницы должны появляться, как грибы после дождя, но особо бурного строительства не наблюдается. Чтобы построить отель или другой объект размещения, необходимо взять землю в аренду, а лучше – ее купить. К примеру, решили мы построить гостиницу на территории Прибайкальского национального парка. И тут же столкнулись с трудностями: дело в том, что земли между нацпарком и Иркутским районом не разграничены. Начинаем искать хозяина. И Национальный парк, и Иркутский район утверждают, что это – их земли. В общем, процесс оформления документов может занять год-два, а не всякая компания рискнет начинать строительство до того, как эта процедура завершится.
После оформления необходимой документации возникает еще одна задача: провести инженерные коммуникации: электричество, водоснабжение, связь, дороги. В итоге только 30% выделенных инвестором на проект средств уходит на строительство гостиницы, остальные 70% - на коммуникации. Мне понравилось, как эти проблемы были решены на Аляске. Там владельцы земли выбрали участки, пригодные для строительства гостиниц, провели все необходимые коммуникации, проложили дороги. Затем на каждый участок оформили пакет документов и выставили землю на аукцион. Покупателям не пришлось оформлять ни одного документа.
- Как предполагается развивать зимний туризм в Приангарье? Планируются ли проводить какие-либо мероприятия помимо “Зимниады”?
- Существует, как известно, два способа «выравнивания» - событийный и конгрессный туризм. В этом направлении Иркутская область уже первый шаг сделала: например, осенью у нас обычно проходит Байкальский экономический форум. Потенциал для дальнейшего развития конгрессного туризма в регионе есть, но одна-две конференции в год погоды не сделают. Необходимо проводить мероприятия ежемесячно, приглашать на них несколько тысяч человек. Во Владивостоке, например, практически каждый месяц проходят крупные международные мероприятия - по проблемам рыболовства, охоты, по новому таможенному законодательству.
На мой взгляд, в Приангарье необходимо более активно развивать событийный туризм - спортивный, культурный. Брэнд «Зимниады» через некоторое время будет узнаваем во многих странах. Но нужно идти дальше, раскручивать Масленицу, Троицу, Пасху. Если к этим праздником добавить интересные события, то поток туристов обеспечен. Руководство туристической компании “Спутник” предлагает проводить культурные фестивали и приглашать на них гостей из Республики Бурятия, Монголии, Китая…
- Какие туристические услуги, на Ваш взгляд, будут пользоваться популярностью в нынешнем сезоне?
- Растет спрос на активный туризм. Люди устают от города, раскаленного асфальта, им хочется сменить обстановку. Поэтому особенно популярными будут туры с прогулками, экскурсиями, путешествиями по Байкалу. Интересен экологический, этнический туризм. Перспективы для его развития в Приангарье есть: рядом Байкал, много красивейших мест и оригинальных туристических маршрутов.
Опубликовано: 08.06.2004
Источник: RATA-news
По этой теме