Возможности экономии Ryanair практически исчерпаны
Многим авиакомпаниям приходится выживать за счет снижения затрат, но мало кто так туго затягивает ремни, как Ryanair. Ирландская авиакомпания берет с пассажиров деньги за питание, напитки и газеты. Она использует маленькие аэропорты, находящиеся далеко от городов, в которые летает, и не перестает торговаться за скидки на их использование. Сотрудникам компании рекомендуется в целях экономии бумаги прихватывать бесплатные бланки из гостиниц - и это помимо того, что они сами платят за обучение и сами покупают себе форму. С пассажирами компания тоже не особо нежничает. На вопрос о том, почему Ryanair не возвращает деньги даже за билет на рейс, который не улетел, гендиректор Ryanair Майкл О`Лири обычно отвечает таким же простым вопросом: "Что именно вам непонятно в выражении "не возвращает"?"
Но и крайняя прижимистость, и выходки О`Лири помогают ей оставаться крупнейшим европейским дискаунтером в области авиаперевозок. В прошлом финансовом году Ryanair продала 23 млн. билетов по средней цене $48 и зафиксировала прибыль в $248 млн, норма прибыли составила 19%. Ryanair показывала норму прибыли выше 10% семь лет подряд.
Между тем конкуренция в сегменте "дешевых" авиаперевозок растет. Несколько лет назад компании-дискаунтеры можно было пересчитать по пальцам, а сейчас только в Европе их более полусотни. В том числе - шведская Snowflake, венгерская Wizz Air, подразделение Scandinavian Airlines System и VolareWeb, "дочка" итальянской Volare Airlines. Положение Ryanair это не улучшает. Зимой этого года Ryanair впервые с 1991 г. показала квартальный убыток, а ее акции с начала года упали на 40%. Упали и акции британской EasyJet, главного конкурента Ryanair. Пять вновь созданных дискаунтеров недавно разорились, один из них даже не успел совершить ни одного полета.
Все это заставляет О`Лири вводить драконовские меры экономии. Например, теперь в самолетах компании не будет шторок на окнах - их необходимо открывать перед взлетом, а это отнимает много времени. Не будет и мешочков для журналов на спинке кресла - их слишком долго вычищать. Сами кресла не будут откидываться - так компания сэкономит на их ремонте. Будет повышен на 17% размер доплаты за перевес багажа, при том что лимит по весу багажа у Ryanair и так крайне низкий. "Хватит таскать за собой столько старого барахла", - "успокаивает" пассажиров О`Лири.
Зато одна из немногих вещей, на которой Ryanair не экономит, - это техобслуживание самолетов. У компании один из новейших парков в мире, и у нее пока не было ни одного крушения. По мнению ирландских властей, стандарты техобслуживания и безопасности у Ryanair не хуже, чем у любой другой авиалинии.
В борьбе с конкурентами Ryanair использует стратегию, резко отличающуюся от методов, которые предпочитают другие авиалинии. В то время как большинство из них стремятся увеличить прибыль и снизить накладные расходы, Ryanair пытается прежде всего снизить затраты. Между тем с 2002 г., чтобы привлечь новых клиентов, компания раздала более 4 млн. бесплатных билетов, а в этом году планирует подарить пассажирам еще 5 млн. билетов. Параллельно Ryanair зарабатывает все больше на предоставлении дополнительных услуг, например, на комиссии за бронирование отелей через свой интернет-сайт.
Но возможности для экономии ограничены, и О`Лири приходится это признать. Компания недавно перевела 95% продаж билетов в интернет и заказала 120 новых, более экономичных самолетов, но на этом запас простых радикальных мер по сокращению расходов оказывается практически исчерпан. "Вероятно, я уйду из Ryanair через 4-5 лет, - говорит О`Лири. - В компании такого размера для революционеров уже не будет места".
Опубликовано: 20.07.2004
Источник: Ведомости
По этой теме