Армении нужна государственная программа развития туризма
«Виза Конкорд» – одна из немногих российских турфирм, занимающихся армянским направлением и имеющая дочерний офис в Ереване. Поэтому в компании хорошо знают ситуацию на туристическом рынке этой страны, проблемы, которые мешают ему развиваться. О них рассказывает вице-президент «Виза-Конкорд» Борис Завьялов.
- В Москве лишь единичные фирмы занимаются организацией туров и отправкой туристов в Армению. Но только усилиями туристических компаний, особенно частных, практически невозможно «вытянуть» туристическую отрасль Армении из того тяжелого состояния, в котором она оказалась в последние годы. Здесь необходима поддержка государства, прежде всего в виде четкой, хорошо продуманной и разработанной концептуальной программы развития инфраструктуры туризма и привлечения в страну иностранных туристов. Но одна лишь программа ничего не даст: нужны еще средства на ее реализацию.
Что же можно сделать здесь, в России, для того, чтобы возродить былые традиции и вновь пробудить интерес к Армении у российских туристов? Прежде всего, требуется широкая рекламная кампания, а значит, значительные средства. К примеру, наша компания сегодня готова организовать любой индивидуальный тур в Армению, разработать программу, учесть все пожелания, обеспечить авиабилеты в удобное для туриста время и предоставить высокий уровень услуг на месте. Но все это лишь в рамках индивидуальных туров. А вот подготовка групповых туров требует куда большего времени – не менее полугода. За этот период, к сожалению, несколько раз меняются цены, как на авиаперевозки, так и на тот спектр услуг, которые предоставляются в Армении. Ясно, что в нынешней экономической ситуации в обеих странах это неизбежно, но, согласитесь, работать в таких условиях турфирмам очень сложно. Стабильность цен — одно из необходимых условий для развития туризма, в том числе группового.
В самой Армении, помимо разработки перспективной государственной концепции, нужно объединить в рамках программы усилия национальных агентств по туризму и развитию, дипломатических миссий и торговых представительств страны за рубежом, государственных авиационных компаний, средств массовой информации. Они должны быть нацелены и готовы к активной информационно-рекламной деятельности на всех туристических рынках, в том числе в России. Потенциальным туристам необходимо последовательно и целенаправленно рассказывать обо всем, что касается страны и может привлечь иностранца: об особенностях культуры, быта, традиций, природы, исторических и архитектурных памятниках и иных достопримечательностях. Сегодня в Армении уже есть места, которыми можно заинтересовать и привлечь людей. Построены неплохие гостиницы и пансионаты, молодежные лагеря. Надо только довести эту информацию до потенциальных туристов.
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что в России проявляется достаточно большой интерес к странам ближнего зарубежья, в частности, к Армении. Несколько лет назад, когда там праздновали 1700-летие принятия Христианства в качестве государственной религии, мы организовали несколько групповых туров со специально разработанной программой. В настоящее время наша фирма организует поездки для индивидуальных туристов. Нам это делать проще, имея в Ереване дочерний офис, а значит, возможность бронировать гостиницы на льготных условиях, разрабатывать удобную экскурсионную программу.
Вместе с тем должен сказать, что сегодня турпоездки в Армению – довольно дорогое удовольствие для среднего российского туриста. Дело в том, что только доля авиаперелета в общей стоимости поездки составляет 60%. Цена авиабилета достигает $270-290 за рейс туда и обратно. Для сравнения скажу, что россиянин может слетать в Испанию за 190-230 долларов, еще дешевле стоят авиабилеты в Болгарию. Что касается остальных компонентов туристического пакета – гостиница, трансфер, страховка, виза, то эти услуги в Армении вполне доступны по цене и приемлемы по качеству.
Другое дело, что в перспективе можно будет говорить о развитии регионального туризма: если уж платить немалую сумму за авиабилеты, то туристу желательно посмотреть не одну страну, а две или даже три. Можно было бы разработать тур по трем столицам – Ереван-Тбилиси-Баку, который, я думаю, пользовался бы достаточной популярностью.
В Армению можно ехать с разными целями. Здесь будет хорош и молодежный, и познавательный, и оздоровительный, и спортивный туризм. Перспективы с учетом особенностей российского рынка прорисовываются довольно неплохие. Но при одном условии: необходимо приложить максимум усилий. Без рекламы, без активной пропаганды никто в Республику Армения не приедет.
Опубликовано: 09.08.2004
Источник: «Российско-армянский деловой журнал»
По этой теме