Кубань мечтает «заткнуть за пояс» Турцию
В этом сезоне на Черноморском побережье России начался настоящий гостиничный бум. Рассчитывая на поддержку президента России, местные власти пытаются заманить к себе туристов, до этого выбиравших средиземноморские курорты
В последнее время на правительственном уровне активно обсуждается вопрос развития санаторно-курортного хозяйства на юге России. Инициатива во многом исходит от президента России Владимира Путина, уделяющего существенное внимание этому вопросу. Причем сейчас, помимо раскрученного Сочи, активно развиваются и другие краснодарские курорты, например Анапа, которая привлекает своей демократичностью. Как отмечают эксперты, если инвесторы и местные власти смогут скоординировать свои действия и не только строить гостиницы, но и совместно развивать инфраструктурные проекты, то у Краснодара есть все шансы переманить к себе туристов, в настоящий момент предпочитающих «всесоюзную здравницу» Турцию.
Участники рынка позитивно оценивают нынешние инициативы российских властей, направленные на развитие внутреннего туризма на юге России. «У Краснодара очень хорошие перспективы, – сказал RBC daily гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. – В большинстве стран мира, обладающих хорошим рекреационным потенциалом, внутренний отдых доминирует над выездным. Например, во Франции 60% граждан отдыхают на своих побережьях – Средиземноморском и Атлантическом». По оценкам экспертов, в настоящий момент происходит бурный приток туристов на краснодарские курорты: в этом году их посетило порядка 6-6,5 млн. туристов. «На побережье от Адлера до Анапы сейчас отмечается настоящий гостиничный бум. Стоимость земли подскочила в два раза: например, в Анапе на побережье цена за одну сотку достигает 20 тыс. долларов. Причем если раньше в частном секторе возводили гостиницы за 150-300 тыс. долл., то сейчас уже взята планка в 1 млн. долларов», – говорит г-н Ромашкин.
О том, что гостиничный бизнес в регионе развивается стремительными темпами, говорят и в администрации Анапы. По словам ее представителей, увеличение гостиничного фонда за 3 года составило 24%, причем также удалось «вывести из тени» значительную часть индивидуальных квартиросдатчиков. Кроме того, удельный вес бюджетообразующей отрасли – санаторно-курортного комплекса – увеличился с 27% до 45%. «Анапа сейчас демонстрирует самые высокие темпы строительства на юге России: в год сдается порядка 600 новых объектов, – сообщил мэр города Виталий Астапенко. – Кроме того, мы активно развиваем инфраструктурные проекты, ведь каждый объект нужно подключить к инженерным сетям, нехватка которых сейчас остро ощущается. Мы, например, вынуждены начать строительство нового водовода от реки Кубани для того, чтобы в будущем обеспечить бесперебойное снабжение города водой. К тому же мы провели масштабные укрепительные работы, препятствующие разрушению берега в Анапе. Благодаря этому стало возможным строительство полностью обновленной центральной набережной курорта, которая теперь состоит из двух ярусов: на первом находятся фешенебельные отели и развлекательные центры, а второй превратился в красивейший курортный проспект. В сентябре работы на набережной продолжатся, только ее нынешний классический стиль сменится на иной – близкий к ретро начала прошлого века».
В настоящий момент, пытаясь привлечь в регион новых туристов, руководство краснодарских курортов активно изобретает новые маркетинговые ходы. Анапа, например, помимо представления о себе как о детском курорте, (в прошлом сезоне здесь отдохнули более 1 млн. человек, из которых около 460 тыс. – дети), сейчас позиционируется еще и как фестивальный центр. В течение года в городе проводится около 20 крупнейших кинофорумов (вроде «Киношока»), фестивалей и турниров федерального и международного уровня. Правда, при этом администрация Анапы подчеркивает свое стремление сохранить социальную направленность курорта. «Анапа, в отличие от других курортов, имеет огромное социальное значение для жителей России как курорт детского и семейного отдыха, – говорит Виталий Астапенко. – Президентом РФ принято решение о продлении школьных каникул, что, несомненно, позитивно скажется на оздоровлении детей и в целом нации. При этом мы вполне способны возродить существовавшую в СССР практику, когда детей со всей страны отправляли в Анапу для укрепления здоровья». Правда, как отмечают в администрации Анапы, пока все эти инициативы финансирует сам курорт. «Несмотря на то что Анапа имеет статус федерального курорта, за все время существования город практически не получил ни одного рубля на развитие, кроме финансирования по программе «Юг России». Если мы думаем о будущем, о здоровье наших детей, о здоровье нации, мы обязаны рассмотреть возможности финансирования развития курорта Анапа», – считает глава города Виталий Астапенко.
По всей видимости, российское правительство сейчас начало работать в этом направлении. Например, в конце августа Министерство транспорта России объявило о завершении разработки концепции развития транспортной инфраструктуры юга России. Как доложил глава ведомства Игорь Левитин на встрече с Владимиром Путиным, «концепция охватывает авиационный, автомобильный, железнодорожный транспорт и морские перевозки и ориентирована, прежде всего, на доставку населения».
Между тем, как отмечают участники рынка, чтобы все эти усилия увенчались успехом и юг России мог составить реальную конкуренцию средиземноморским курортам вроде Турции, необходима координация усилий местных властей, федерального центра и бизнеса. «Туриста мало разместить в гостинице, его еще нужно качественно обслужить, – утверждает Сергей Ромашкин из «Дельфина». – С этим в России, как правило, возникают проблемы. Предположим, вы поехали отдыхать в гостиницу «Жемчужная». Единственное развлечение, которое вы можете получить, – это казино для взрослых и бассейн для детей. Неудивительно, что многие в этой ситуации выбирают Турцию, где можно спокойно оставить детей аниматорам и ни о чем не беспокоиться. Поэтому владельцам отелей необходимо активно развивать анимацию, обустраивать территорию и т.д.». С этим мнением согласен и Виталий Астапенко. «Проблема действительно существует. Сейчас мы активно работаем над улучшением кадров в сфере курортного хозяйства», – говорит мэр Анапы.
Кроме того, как отмечает Сергей Ромашкин, для успешного развития туриндустрии на юге России необходимо также в кратчайшие сроки решать и проблему с автомобильным транспортом. «В высокий сезон проблема с автотранспортом становится одной из самых актуальных, – отмечает представитель «Дельфина». – Центральная часть некоторых курортов в летнее время забита машинами сильнее, чем центр Москвы. Государство в одиночку едва ли потянет все инфраструктурные проекты, ведь прокладка тоннелей и строительство дорог в горных условиях стоят очень дорого. Поэтому здесь должен участвовать частный бизнес – либо с помощью налогов, либо долевым участием».
Опубликовано: 07.09.2004
Источник: RATA-news
По этой теме