Возмещение убытков в случае задержки авиарейса
Типичная ситуация: чартерный авиарейс задерживается на неопределенное количество времени, туристы после возвращения предъявляют турфирме претензии о возмещении убытков.
По общему правилу фирма отвечает за все услуги, входящие в тур, независимо оттого, по чьей вине права туриста были нарушены. После удовлетворения турагенством обоснованных требований туристов, дальнейшие материальные претензии могут предъявляться турагенством в порядке регресса непосредственно к виновникам происшедшего.
Под убытками действующее законодательство понимает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные по вине должника доходы (услуги).
В суд города Клин был подан иск о возмещении материального и морального ущерба, причиненного в результате задержки авиарейса на 12 часов. Общая сумма иска составила 44627 рублей.
Согласно заключенному между турфирмой и клиентом договора, компания обязалась оказать услуги по организации турпоездки, в которую входила также авиаперевозка. Позицию защиты турфирмы осложняло то обстоятельство, что в договоре с клиентом авиаперелет являлся составной частью заказанного тура. В данном случае ответственность за любые изменения в условиях тура должна нести турфирма, а именно: оплатить расходы по питанию туристов в аэропорту, размещению в гостинице на время задержки рейса и трансферу до гостиницы и обратно.
Истец подтвердил в судебном заседании, что в аэропорту всем туристам представителями ответчика было предложено горячее питание. Однако выделенных средств не хватило истцам для покрытия всех затрат на питание и оплате такси для проезда до дома и обратно в аэропорт. В исковом заявлении также было заявлено требование о возмещении стоимости обеда и ужина в забронированном отеле, пропущенных в результате задержки рейса.
Ответчиком в судебное заседание были представлены документы, подтверждающие, что вылет был перенесен с 6:25 на 18:25 того же дня, таким образом, сроки турпоездки изменены не были, отдых туристов длился согласно договору 14 ночей. Соответственно, договор турфирмой нарушен не был и убытки (неполучение питания), согласно действующему законодательству (п.2 ст.15 ГК РФ) причинены не были.
В ходе рассмотрения судебного дела сторонами было принято решение заключить мировое соглашение, согласно которому турфирма обязалась выплатить истцу доплату на питание в аэропорту и возместить расходы на услуги такси. Также руководство турфирмы приняло стратегически верное решение о предоставлении скидки 5% на дальнейшее обслуживание истцов в течение 2-х лет. В противном случае после вынесения решения суда туристы вряд ли стали бы пользоваться услугами этой компании.
Защиту интересов турфирмы в суде осуществляли специалисты юридической консультации «Визит», специализирующейся в области туризма.
Опубликовано: 20.09.2004
Источник: RATA-news
По этой теме