В мемориале "Бухенвальд" будут продавать сувениры
Туристы, посещающие город Гете и Шиллера, видят бюсты, брелки и другие безделушки, напоминающие о главных знаменитостях Веймара, почти в каждом магазине. Всего в нескольких километрах, на лесистом холме, где находится самая печальная достопримечательность города, в магазине сувениров, предлагается лишь большой выбор книг и открыток. Мемориал "Бухенвальд" много лет предпочитает именно такой вариант. Но, стремясь поведать печальную историю Холокоста будущим поколениям, весной музей начал работать со студентами дизайнерского факультета Университета Баухаус над созданием того, что до сих пор считалось табу: сувенирами из концлагеря.
Первые образчики, от маленьких табличек - до канцелярских принадлежностей с вмонтированными в них камешками и веточками с памятного места, должны поступить в продажу в апреле, к 60-летию освобождения лагеря. "Нынешнее поколение выросло на другой культуре, в других условиях, - заявил директор мемориала, специалист по Холокосту Фолхард Книгге. - Мы должны искать новые пути взаимодействия с молодежью, дать ей возможность найти здесь собственные подходы к истории. Иначе они не понимают языка, на котором мы говорим".
Новаторский проект уже вызвал переполох среди организаций, поддерживающих память о Холокосте. По мнению критиков, мемориалы, продающие что-то, кроме таких образовательных материалов, как книги и видеодиски, переходят грань между почтительностью и коммерцией. Прошлым летом польская художница Агата Сивек произвела сенсацию, открыв в Голландии выставку "сувениров" Освенцима, в том числе брелков и магнитов для холодильника, которые посетители могли купить. В прошлом попытки продавать дешевые памятные предметы вблизи концлагерей, включая Освенцим, быстро пресекались.
Организаторы проекта в Бухенвальде говорят, что их сувениры хорошо продуманы, и деньги - не главное. Бюджет мемориала в $9,2 млн., который складывается из государственного финансирования и федеральных грантов, достаточен для его деятельности. По словам Книгге, он не думает, что сувениры будут хорошо продаваться; проект, скорее, направлен на "наведение мостов". "Самой главной выгодой будет то, что люди 20-30 лет будут помнить о том времени, - заявил он. - Как им иначе перекинуть мостик в тот период?"
В августе ассоциация "Бухенвальд" выбрала 10 предметов из предложенных 39, которые, скорее всего, поступят в продажу. Необходимо ответить на ряд вопросов об окончательном варианте каждого сувенира и том, как их представить. Ответ на главный вопрос - будет ли кто-нибудь их покупать - удастся получить лишь в будущем году.
Опубликовано: 20.09.2004
Источник: Inopressa
По этой теме