Сертификация как птица Феникс
В минувший понедельник истек срок получения сертификатов соответствия агентствами по продаже и бронированию авиаперевозок. Он был установлен телеграммой Федерального агентства воздушного транспорта №311045 УУУКЗЬТЗ от 31.08.04, предписывающей авиаперевозчикам заключать договоры на продажу и бронирование перевозок только с юридическими лицами, имеющими сертификат соответствия на указанный вид деятельности.
Напомним, что этот вопрос имеет довольно длительную историю. Сертификация деятельности по продаже и бронированию авиаперевозок была введена Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 10.08.99. № 28, который утвердил Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к организациям, осуществляющим деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок». При этом в порядке установленном Законом РФ от 9 июня 1993 года «О сертификации продукции и услуг», Госстандарт России в перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, услуги по продаже и бронированию пассажирских перевозок не включил. В этом перечне упоминается лишь организационное обеспечение перевозок на железнодорожном и воздушном транспорте. Однако в Федеральных авиационных правилах, утвержденных упомянутым выше Приказом ФСВТ России, согласованным Госстандартом России и зарегистрированным Минюстом России, содержится пункт согласно которому: «Продажа и бронирование пассажирских и грузовых перевозок юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не имеющими Сертификат соответствия ФСВТ России, не допускается (с учетом требований ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. №60-ФЗ)». Таким образом, хотя в строгом соответствии с действующим законодательством данный вид сертификации обязательным признан не был, после регистрации вышеупомянутого Приказа в Минюсте России сертификация организаций, осуществляющих продажу и бронирование пассажирских перевозок, стала обязательной. Причем с момента его опубликования.
Иными словами, уже на следующий день после опубликования данного Приказа у контролирующих, в частности налоговых органов, появились пусть не бесспорные, но формальные основания для требования у турфирм, осуществляющих продажу и бронирование авиабилетов, наличие Сертификата соответствия ФСВТ России. При этом в оперативном порядке в качестве органа сертификации ФСВТ была аккредитована только Специализированная экспертно-консалтинговая компания «Аэрогарант», которая с одной стороны, сертифицировать в сжатые сроки всех участников рынка, торгующих авиабилетами, естественно, была не в состоянии. А с другой, - сами предприятия согласно антимонопольному законодательству должны иметь право выбора исполнителей работ и услуг, в том числе среди органов сертификации с учетом в частности их места расположения. В противном случае, нетрудно представить, сколько проблем возникало с сертификацией всех участников рынка, сколько это занимало времени и требовало средств на командирование экспертов.
При этом надо подчеркнуть, что сертификация, стоимость которой достигала нескольких тысяч долларов США, являлась одним из условий получения лицензии на продажу авиабилетов. Ее отсутствие неоднократно являлось поводом для возбуждения уголовных дел в отношении турфирм, хотя в действовавшем тогда законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование продажи авиабилетов не упоминалось. Российский союз туриндустрии в своих письмах во властные структуры много раз обращал внимание на эту коллизию и обращал внимание правительства на то, что отменять на самом деле надо лицензирование продажи авиабилетов. Ассоциация агентов воздушного транспорта (ААВТ) в конце 2003 года судилась по этому поводу с ГСГА и дело выиграла. Примечательно, что в прошлом году на одном из заседаний Комитета по предпринимательству в сфере туризма Торгово-Промышленной палаты РФ, где обсуждался этот вопрос, выяснилось, что представители отвечающего за госрегулирование департамент Минэкономразвития РФ не были даже в курсе существования лицензирования продажи авиабилетов.
Так или иначе, но 11 декабря 2003 года министр транспорта подписал Приказ № 214, который был принят в целях приведения нормативных документов транспортного ведомства в соответствие с действующим законодательством. Этот документ отменил Приказ № 202 ФАС России от 27 июня 1998 года, который в свое время был принят во исполнение Постановления Правительства РФ о лицензировании деятельности в области гражданской авиации. В связи с этим было отменено оформление и выдача лицензий на продажу авиаперевозки. Таким образом, туристические компании избавились от обязанности получать лицензию на продажу авиабилетов и, соответственно, от угрозы уголовного преследования при ее отсутствии. Однако возможность аккумуляции финансовых потоков явно будоражит воображение чиновников, поэтому требования по сертификации агентской продажи авиаперевозки периодически возрождаются.
В настоящий момент легитимность обязательной сертификации в области агентской продажи авиаперевозки ставится под сомнение в связи со вступлением в силу с 1 июля 2003 года федерального закона «О техническом регулировании», отменившего законы о сертификации и стандартизации. Согласно ст. 23 нового закона объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, а не услуги и иные объекты. Таким образом, обязательная сертификация и стандартизация отменена. Следовательно, отменены обязательные стандарты и в части обеспечения авиаперевозки, к которым относится агентская продажа авиабилетов.
Именно поэтому Ассоциация агентств воздушного транспорта обратилась к министру транспорта и связи РФ Игорю Левитину с предложением пересмотреть вопрос об обязательности сертификации агентств, осуществляющих деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок. Как сообщил RATA-news генеральный директор ААВТ Юрий Шабунин, требование сертификации продажи авиабилетов противоречит требованиям и нормам российского законодательства. Согласно п. 2 ст. 4 Закона «О техническом регулировании», положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся сферы применения данного Закона (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей Закону. Таким образом, обобщая все вышеизложенное, в соответствии с российским законодательством услуги, работы и юридические лица не подлежат сертификации с 01.07.2003 года, что подтверждается Информационным письмом Госстандарта РФ от 11.07.2003 г. № ВК–110–28/2522 «О сертификации услуг в системе сертификации ГОСТ Р».
Помимо всего прочего выдвинутые в телеграмме требования в адрес агентств не могут быть исполнены в установленные сроки. Пропускная способность по-прежнему единственного аккредитованного центра сертификации – все того же «Аэрогаранта» - чрезвычайно мала. По словам Юрия Шабунина, из более чем 5000 существующих агентов сертификаты есть максимум у 10%. По нашим данным, расценки на услуги центра составляют от 60 до 200 тыс. рублей, хотя официально эти тарифы не определены.
Как говорит Юрий Шабунин, деятельность агентств по продаже авиаперевозок и без того регулируется жесткими правилами и требованиями со стороны авиаперевозчиков, включая требования к квалификации персонала, контроль над использованием систем резервирования и правила оформления перевозочной документации. Система сертификации не оказывает реального влияния на качество работы агентства, технологию использования систем резервирования и оформление авиабилетов.
Опубликовано: 22.09.2004
Источник: RATA-news
По этой теме