РСТ против отмены лицензирования турбизнеса
В минувшую пятницу президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько направил письма с просьбой не отменять лицензирование туристического бизнеса спикеру Госдумы РФ Борису Грызлову, председателю Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерию Драганову и председателю Комитета по собственности Виктору Плескачевскому.
Напомним, что отменить лицензирование турфирм правительство планирует с 1 января 2005 года. В сентябре в Думу был внесен проект соответствующих поправок к закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым отмене подлежат лицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность, а также на деятельность по продаже прав на клубный отдых.
В письме говорится, что РСТ поддерживает в целом курс на административную реформу, предусматривающую, в частности, ликвидацию избыточных административных ограничений свободы предпринимательства в стране. Но при всем несовершенстве действующего механизма лицензирования туроператорской и турагентской деятельности отмена его на настоящем этапе, на наш взгляд, может иметь негативные последствия для потребителей туристских услуг, самого турбизнеса и государства в целом.
«Факт наличия или отсутствия лицензии у турфирмы уже стал существенным критерием потребительского выбора, - говорится далее в обращении РСТ. - Проблемы с получением лицензий у турбизнеса возникали. Но, главным образом, в связи с приостановкой выдачи лицензий по причине передачи функций из одного федерального органа исполнительной власти в области туризма в другой, а также с тем, что право лицензирования туроператорской деятельности не было делегировано органам управления туризмом субъектов Российской Федерации. То есть, избыточным административным барьером доступа на туристский рынок, в отличие, например, от обязательной сертификации продажи турфирмами авиабилетов, сложившаяся система лицензирования туроператорской и турагентской деятельности не является.
Вместе с тем, лицензирование предусматривает определенные требования к офису турфирмы и квалификации персонала, а также ведения реестра участников рынка, что особенно важно при возникновении массовых потребительских конфликтов, требующих оперативного разрешения. А конфликты, равно как и фактическое банкротство туроператоров, происходят ежегодно - в связи с потребительскими особенностями самого турпродукта. Речь, в частности, идет о его стоимости, которая превышает средний размер банковского депозита и рублевого вклада физических лиц, полной предоплаты тура как сложного комплекса услуг, которые зачастую оказывают клиенту за рубежом. И в случае неисполнения турфирмой обязательств по оказанию соответствующих услуг, клиент может оказаться в исключительно сложной, а то и просто критической ситуации. Еще одной особенностью предпринимательской деятельности в сфере туризма является частое влияние на нее таких нерыночных факторов и форсмажорных обстоятельств как войны, теракты, природные и техногенные катастрофы, эпидемии, забастовки и т.д.
Все это обуславливает высокие потребительские риски в сфере туризма, необходимость оперативного взаимодействия турфирм и органов государственного управления, а также использование специальных механизмов защиты прав путешествующих как потребителей. Не случайно лицензирование туристской деятельности существует во множестве зарубежных стран, в том числе в Великобритании, Японии, Испании, Израиле, Китае, Италии, Турции, Египте и т.д. И более того, существует специальная директива ЕС от 13 июня 1990г. № 90/314/ЕЕС, которая предусматривает необходимость представления «гарантий, позволяющих в случае неплатежеспособности или банкротства обеспечить возврат потребителю уплаченных им сумм и возвращение его на родину» (ст.7), для чего «государства – члены Общего рынка могут принимать или поддерживать в силе самые строгие распоряжения в целях защиты потребителя» (ст.8).
В заключение нельзя не упомянуть о значении регулирования туристской деятельности для вопросов национальной безопасности, учитывая, что туристские каналы нередко используются для нелегальной миграции, контрабанды и других противоправных целей. В настоящий момент, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. №335 «Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления в случае ее утраты, а также порядка аннулирования визы», для выдачи туристской визы иностранному гражданину требуется подтверждение о его приеме организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность и включенную в соответствующий реестр Министерства иностранных дел Российской Федерации. А основанием для включения в этот реестр турфирмы является наличие у нее лицензии на туроператорскую деятельность. Поэтому в случае отмены лицензирования закономерно возникает вопрос, на каком основании МИД РФ будет регулировать выдачу туристских виз по заявкам принимающих турфирм. Или такое право будет предоставлено любым юридическим лицам?
В этой связи просим рассмотреть возможность сохранения института лицензирования туроператорской деятельности и деятельности по продаже прав на клубный отдых с последующим совершенствованием регулирования этих видов деятельности, а лицензирование турагентской деятельности сохранить до 1 января 2006 г.
РСТ со своей стороны готово принять участие в работе по совершенствованию существующих и созданию альтернативных механизмов регулирования, в том числе – саморегулирования туристского рынка, включая обеспечение гарантий финансовой устойчивости турфирм и выполнения взятых ими на себя обязательств перед клиентами».
Опубликовано: 04.10.2004
Источник: RATA-news
По этой теме