Как нам обустроить гостиницы в России
За последние два-три года в печати неоднократно появлялась информация о намерениях очередной крупной или не очень компании совершить революционный переворот на гостиничном рынке России. Если бы все планы, заявленные в прессе, осуществлялись, российский рынок к 2006-2007 годам пополнился бы как минимум 40-45 тысячами номеров. Но зачем, собственно, строить сеть сразу в 100 гостиниц? И вообще, нужны ли России новые отели, и если да, то где и сколько?
Последний вопрос, возможно, покажется странным, но при ближайшем рассмотрении оказывается вполне правомерным. Действительно, в России насчитывается 4,5 тыс. гостиниц и еще столько же специализированных средств размещения в сумме примерно на 445 тыс. номеров. Это меньше, чем в Германии или Франции, но не намного. С учетом того, что в европейской части РФ сконцентрировано более трех четвертей всего номерного фонда страны, можно несколько преуменьшить влияние территориального фактора на тождество сравнения. Далее, если во Франции на один гостиничный номер приходится 100 иностранных посетителей страны, то в России эта величина в 2 раза меньше. То есть, если судить по количественным показателям, нельзя сказать, что нам гостиниц катастрофически не хватает. Об этом же свидетельствует загрузка: в среднем по году российские средства размещения заполнены едва на 40%.
Так в чем же дело? Неужели инвесторам, решившим вложить в новое строительство несколько десятков или даже сотен миллионов долларов, эти цифры неизвестны? Чтобы понять их логику, надо взглянуть на проблему с другой стороны: насколько то, что существует на рынке как наследство ушедшей эпохи, соответствует требованиям сегодняшнего дня.
Что же нам досталось? В каждом областном городе европейской части России в советское время было построено несколько гостиниц (в среднем от 4 до 15 объектов) преимущественно средней или большой вместимости, то есть на 200-400 номеров. Классность в том понятии, в котором мы привыкли ее измерять сегодня, отсутствовала, вместо звезд гостиницам (и мотелям) присваивались разряды. Самый высший разряд – «люкс» имели в СССР всего три гостиницы: «Космос» и «Международная» в Москве и «Прибалтийская» в Ленинграде. В столицах и крупных областных городах имелись также отели разрядов высший «А» и высший «Б». Но основная масса средств размещения классифицировалась ниже. Самый распространенный – второй разряд – предполагал многоместное размещение в тесных номерах с удобствами на этаже. Именно эти отели и составляли основную массу средств размещения, предназначенных для обслуживания посетителей районных и областных центров, да и в столичных городах на их долю приходилась немалая часть совокупного номерного фонда. Об этом, в частности, говорит показатель усредненной площади одного гостиничного номера: основные турцентры бывшего СССР, такие как Псков, Новгород, Владимир, Тверь, Смоленск и т.д., имели номера не более 13-14 кв. м в среднем. Несмотря на тесноту и отсутствие удобств, гостиницы в регионах пользовались устойчивым и достаточно высоким спросом: коэффициент использования наличных номеров был почти повсеместно выше 60%. То есть десять с лишним лет назад наши отечественные «холидей-инн’ы» шли, можно сказать, нарасхват.
Что же принесли нам эти десять лет, переходных от плановой экономики к рынку, и почему сейчас возникает вопрос о перестройке солидного некогда фундамента? Первое, что сразу бросается в глаза, это сокращение номерного фонда, отмечаемое как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. Сокращение проходило на фоне увеличения средней жилой площади одной номерной единицы, из чего следует, что одна часть гостиниц была закрыта (это следует из сокращения количества объектов в регионах), а другая – перестроена в соответствии с новыми параметрами и нормами.
Что касается строительства новых гостиниц, то официальная статистика дает только косвенную информацию на этот счет. Действительно, закрывая старые объекты в пропорциях, соответствующих строительству новых, можно сохранять в неизменном виде итоговый баланс. Так что с полной уверенностью о появлении новых отелей надо говорить говорить только там, где отмечается рост их количества. За годы, затронутые в нашем наблюдении, гостиниц стало больше только в Вологодской, Владимирской и Новгородской областях (из тех областей, которые попали в сравнение). Во всех остальных их число или не изменялось, или уменьшалось. Так, в Карелии исчезло 10 гостиниц, в Свердловской области – целых 42. При этом строящиеся отели, в отличие от их предшественников советской эпохи, имеют малую вместимость, что отражается не только на объемах прибыли, но и на технологии обслуживания.
Опубликовано: 03.11.2004
Источник: RATA-news
По этой теме