Робота запустили в свободное плавание
В начале ноября 2004 года американский подводный робот-планер Spray завершил историческое подводное плавание поперёк Гольфстрима. Ещё ни один робот не преодолевал такие океанские просторы. Примерно за 50 дней он в автоматическом режиме прошёл около тысячи километров от восточного побережья США (аппарат спустили в воду с борта исследовательского судна в районе мыса Код) до Бермудских островов. Весь заплыв рядом с роботом не было никого, наблюдение за заплывом велось создателями нового обитателя морских просторов только с берега. Длина этого чуда составляет два метра, размах крыльев — 1,2 метра, вес — 81 килограмм. Машина способна менять свою плавучесть. Вместо балластной цистерны у неё есть податливый полимерный "плавательный пузырь", в который насосы закачивают (или откачивают) масло, меняя тем самым общий объём корпуса. Исследователи придумали поистине простой и гениальный способ передвижения устройства. Так называемых «рулей высоты», привычных человеку по подводным лодкам, тут нет, зато … Управление по углу наклона корпуса осуществляется перемещением блока аккумуляторов внутри него в продольном направлении, т.о. когда аппарат скользит вниз или вверх, его крылья работают как крылья планера, так что при плавном погружении и всплытии машина перемещается и по горизонтали. Потому, кстати, и какого-либо тягового устройства (винта, водомёта) у робота также нет. Благодаря такому способу передвижения машина обладает значительной автономностью. Правда, скорость движения невелика — 25-30 сантиметров в секунду, так что трансокеанский переход занял бы у машины очень много времени. Путь робота на карте был очень далёк от прямой, поскольку пловцу приходилось учитывать направления небольших местных течений. Траектория движения Spray в вертикальной плоскости напоминала огромную синусоиду. Примерно 3,5-5 часов аппарат скользил вниз (до глубины 1 километр) и потом столько же времени поднимался вверх. За одно такое колебание он проходил пять километров по горизонтали. При каждом всплытии машина проводила на поверхности моря 15 минут, после чего снова ныряла в глубину. В этот момент проходили короткие сеансы связи с Большой Землей, в один из которых мореплавателю "посоветовали" поправить курс, после того как он, попав на участок сильного течения, потерял за два дня расстояние, с таким трудом пройденное за предыдущие две недели. В этом рейсе Spray был оснащён датчиками давления, температуры, солёности и прозрачности воды. В дальнейшем авторы проекта намерены создать целый флот роботов-планеров, которые, при сравнительно невысоких затратах на эксплуатацию, могли бы месяцами плавать в океанской толще, передавая через спутник гору научных данных. А поскольку энергия нужна этим машинам лишь на связь и работу насосов, время от времени управляющих плавучестью корпуса, запаса в аккумуляторе должно хватать на полгода автономной работы в океане. Максимальная глубина погружения машины составляет полтора километра, а поскольку для снятия с неё научных данных не требуется присутствия научного судна, океанологи могут получать через спутниковый "мост" поток ценных битов прямо на свои компьютеры в университете. А там, кто знает, может быть и туристам приглянется неспешное плавание по морским глубинам.
Опубликовано: 16.11.2004
Источник: membrana.ru
По этой теме