Кузнецкому мосту предложили реанимацию
Подлинный Кузнецкий мост почти в первозданном виде скрывается под асфальтом одноименной улицы. Внезапно вспомнив об этом, столичная архитектурно-строительная верхушка во главе с мэром Лужковым на последнем заседании общественного совета мучительно размышляла, не вернуть ли это сокровище к жизни, открыв его для обозрения и посещения. Похоже, у смелого проекта мало шансов - он слишком красив и чересчур "перпендикулярен" торгово-глянцевому настроению, царящему в современном московском градостроительстве. В середине XVIII века Кузнецкий мост соединял берега речки Неглинной. Его спроектировал и построил основатель московской архитектурной школы Дмитрий Ухтомский, так что для Москвы это почти каноническое произведение. Сразу после Отечественной войны 1812 года его засыпали. Но не разрушили. А в начале XXI века предложили открыть, вернув городу изысканный туристический объект. - Какой может быть туризм, если скрывать такие жемчужины? - спрашивал у собравшихся на заседание общественного градостроительного совета главный археолог Москвы Александр Векслер. - Речь идет не о музее, а о живом, теплом произведении, которое скрывается в каких-нибудь тридцати сантиметрах от асфальта. Его можно вернуть в полноценную городскую жизнь, сделав район Кузнецкого моста пешеходным. В последние годы там сделано несколько удивительных археологических находок - например, в котловане ЦУМа нашли церковь Воскресения Словущего и могильную плиту Евдокии Лопухиной, сестры жены Петра I. Впрочем, к вдохновенным увещеваниям Векслера члены совета отнеслись скептически: все три арки подземного моста давно и прочно заняты подземными коммуникациями. Сквозь одну проходит коллектор, по которому течет Неглинка, под другой проложена теплосеть. Не говоря уже о сложных переплетениях кабелей связи и электромагистралях. Переварить предложение перенести все это хозяйство ради получения эфемерного наслаждения открывшимся видом прагматичным мозгам собравшихся было слишком сложно. - Придется закрыть движение от Рождественки до Петровки, - напомнил главный архитектор Александр Кузьмин. - И не забывайте, что рядом строится новое здание ЦУМа. Одни вспоминали проект "Золотое кольцо Москвы" , куда мост мог бы органично вписаться. Другие пытались найти компромисс, открыв вместо трех пролетов два или один: остальные потом, "когда будем побогаче и запросов на туристическое использование Москвы станет больше".
Опубликовано: 16.11.2004
Источник: Известия (Москва)
По этой теме