Россия может лишиться 200 млн. евро в год
Как уже сообщалось, Комитет Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, возглавляемый Владимиром Плигиным предложил внести поправки в закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Одна из статей предусматривает отмену безвизового въезда и пребывания в России в течение 72-х часов для пассажиров круизных судов. На этой неделе планируется рассмотрение Госдумой законопроекта в первом чтении.
Поясним, что сейчас турист из любой страны, приплывший в Россию на круизном судне, может находиться на территории нашего государства в течение 72 часов. Российским же гражданам приходится получать визы почти во все страны на пути круизного маршрута, исключая разве что Кубу, Доминиканскую Республику и еще несколько подобных. Именно это и «обидело» инициаторов поправки, которые пожелали восстановить статус-кво исходя из принципа взаимности. Однако депутаты, видимо, не в курсе, что наши соотечественники ни в одной из морских держав своим «круизными» визитами пока еще никакой погоды не делают. А вот для России заходы иностранных пассажирских судов и возможность туристов провести трое суток в портовом городе без оформления визы значение имеют колоссальное.
Не случайно предложение думского Комитета по конституционному законодательству вызвало серьезный резонанс на круизном рынке России. В Российский союз туриндустрии с просьбой содействовать отклонению злополучной поправки обратились Северо-Западное отделение РСТ, Управления внешнеэкономических связей и туризма администрации Камчатской области, Комитет по туризму Приморского края, туроператоры Сочи. В конце минувшей недели президент РСТ Сергей Шпилько подписал соответствующее письмо на имя председателя Государственной думы Бориса Грызлова.
По мнению г-на Шпилько, принятие вышеупомянутой поправки приведет к глубокому кризису въездного круизного туризма в России, который в последние годы начал активно развиваться. В частности, Санкт-Петербург в текущем году принял, включая паромные рейсы, 580 судов с 350 тыс. пассажиров. Прямой суммарный оборот услуг по приему морских пассажирских судов в городе составил около $60 млн. На Камчатке этот показатель сейчас составляет около $1,5 млн. Причем, если в 2004 г. в Петропавловске-Камчатском было 8 круизных судозаходов с 5 тыс. пассажирами на борту, то на 2005 г. заявлено уже 12 заходов с 8 тыс. пассажирами.
Как говорится в письме президента РСТ, из года в год увеличивается число круизных судозаходов в порты Сочи, Владивостока, Сахалинской, Магаданской областей, Чукотского и Корякского автономных округов. Для многих регионов прием зарубежных круизов особенно важен, поскольку местная гостиничная база еще не способна принимать такое количество иностранных туристов. А прибытие их с размещением на борту круизных лайнеров стимулирует интерес к региону на мировом туристском рынке и приток инвестиций для развития местной индустрии гостеприимства.
В условиях, когда большинство соседних государтсв - Республика Корея, Монголия, Киргизия, Казахстан, Украина, не говоря уже о странах Балтии, идут по пути либерализации режима въезда для туристов из экономически развитых стран, принятие данной поправки будет воспринято за рубежом как бессмысленный демарш и надолго подорвет конкурентоспособность отечественного въездного круизного турпродукта, говорится в письме.
Российский союз туриндустрии обратился к Борису Грызлову с убедительной просьбой не только не принимать данную поправку, но как можно быстрее снять ее с повестки дня, чтобы не ставить по угрозу сезон въездного круизного туризма 2005 г.
С аналогичными письмами в Госдуму обратились губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, начальник ГУ «Морская администрация порта Санкт-Петербург» Петр Паринов. Без сомнений, встанет на защиту российского круизного рынка и недавно созданное Федеральное агентство по туризму. Ведь в случае принятия поправки, по мнению специалистов, финансовые потери для России в общей сложности могут составить более 200 млн. евро в год.
Учитывая значение предлагаемого законопроекта для развития круизного туризма в России, Комитет Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму направил в Совет Госдумы предложение утвердить его в качестве соисполнителя по этому законопроекту. Предложение было принято.
Свою позицию относительно поправок, внесенных Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству, высказал заместитель председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, председатель подкомитета по развитию рынка туристских услуг Юрий Барзыкин. В своем письме на имя Владимира Плигина он отметил, что появление в 2003 г. в федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию» статьи 25.11 о безвизовом пребывании на территории РФ пассажиров иностранных круизных судов, а также постановления Правительства РФ № 532 «Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов» за последние годы стало одним из наиболее значимых шагов государства по развитию туристической отрасли и дало ощутимые результаты.
Также г-н Барзыкин 16 декабря с.г. выступил на заседании Комитета по конституционному законодательству, где подчеркнул, что вышеуказанные правовые акты соответствуют основным международным принципам визовой политики государств в сфере туризма, сформулированным в Гаагской декларации межпарламентской конференции по туризму (1989 г.), в Глобальном этическом кодексе туризма (1999 г.), принятом Всемирной туристской организацией. Нормы о безвизовом круизном туризме также соответствуют Конвенции по облегчению международного морского судоходства (Лондон, 1965 г.), являющейся частью правовой системы России. Согласно п. 3.16.15 Конвенции вслучаях, когда стоянка крупного судна не превышает 72 часов, пассажирам не требуются визы, исключая особые случаи, определяемые заинтересованными местными властями.По мнению экспертов в области международного частного права, визовый порядок, устанавливаемый внутренним законодательством государства, не требует взаимности, равно как и любые другие права иностранцев.
Юрий Барзыкин выразил надежду, что комитеты Госдумы, работая совместно, смогут решить вопросы, вызывающие тревогу у руководителей регионов и представителей турбизнеса. И, в конечном счете, закон сработает во благо, а не во вред российской индустрии гостеприимства.
Опубликовано: 20.12.2004
Источник: RATA-news
По этой теме