Туроператорский статус - не самоцель для барнаульских агентств
В минувшем летнем сезоне авиакомпания «Сибирь» расширила географию полетов на самый популярный у сибиряков курорт – Анталию. Воспользоваться прямыми рейсами «Сибири» могли жители Новосибирска, Иркутска, Кемерово, Омска и Барнаула. Традиционные чартерные программы местных туроператоров, выполнявшиеся в Анталию из Омска, Кемерово и Иркутска и базирующиеся на воздушных судах других авиакомпаний, также были увеличены. При этом, пожалуй, одной из главных тем прошедшего сезона стала барнаульская цепочка «Сибири», на долю которой пришлось только 6% регионального турпотока, перевезенного авиакомпанией на анталийском направлении.
Как неоднократно сообщали представители авиакомпании «Сибирь», с инициативой организации регулярного рейса по маршруту Барнаул – Анталия выступила администрация Алтайского края. Тридцать из 130 мест на каждом рейсе находились в свободной продаже, а остальные были предложены в качестве блоков региональным туроператорам. Из барнаульских турфирм решение участвовать в программе приняла только компания «Возрождение-Трэвел», заказавшая блок в 25 мест. Такие же блоки взяли новосибирские туроператоры «СКАТТ» и «СИАТТ», еще 25 мест поделили между собой турагентство авиакомпании «Сибирь» и новосибирская фирма «Капитан Грант - Туризм». Несколько новосибирских туроператоров, на которых непосредственно рассчитывали организаторы рейса, от участия в программе отказались.
К выполнению в двухнедельном режиме с 24 июня на Ту-154 было запланировано пять рейсов, не считая вывозного. Всего за сезон на прямом рейсе в Анталию отправились 469 жителей Алтайского края. Средняя загрузка рейса в течение сезона составила 73%. Как сообщила STI директор турфирмы «Возрождение-Трэвел» Татьяна Ефимова, загрузка блока, принадлежавшего барнаульской компании, была хорошей: «Мы продавали по 30-32 места при блоке в 25». У других блочников дела шли не столь успешно. В частности, под угрозой снятия оказался рейс 22 июля. По информации директора турагентства авиакомпании «Сибирь» Марины Риффель, незакрытой, в первую очередь оставалась та часть мест, которая находилась в свободной продаже. Реализация блоков шла более успешно, хотя и сопровождалась постоянным снижением цен.
Отправляться на отдых из родного города, безусловно, удобно. С этим тезисом согласны все опрошенные STI специалисты барнаульских турфирм. Тем не менее, напомним, заявленный рейс в Барнауле продавала только «Возрождение-Трэвел». Большинство барнаульских турфирм фактически саботировали продажи этого чартера.
Аргументы активных оппонентов прямого рейса сводятся к следующему. Получить хорошее предложение по отелям при объеме в 130-150 человек за сезон практически невозможно, равно как и напрямую решить возникающие на месте проблемы с туристами. «Дорогой» турист, выкладывающий за отдых $5-6 тыс. на семью, по мнению агентств, предпочтет выбрать тот отель, который его интересует, и проехать два часа до Новосибирска, чтобы комфортно лететь на Ил-86. «Мы не сможем профессионально обслужить клиента в Барнауле как туроператоры, - сообщила STI директор одного барнаульского турагентства. - Зачем учиться на клиентах и подвергать их риску, если в Новосибирске есть надежные туроператоры, не первый год работающие на рынке?».
В секторе выездного туризма барнаульский турбизнес представлен агентствами, давно и успешно работающими с клиентами, в том числе и по Турции. Их нежелание менять свой статус, в первую очередь, связано с отсутствием экономической целесообразности. Кроме того, начало программы фактически совпало с так называемыми «провальными» датами – конец июня-начало июля, которые традиционно сложно продаются и в Новосибирске. Местные турфирмы убеждены, что прямой рейс из Барнаула имело смысл ставить только в том случае, если бы действительно не хватало мест в Новосибирске.
Руководство «Возрождения», напротив, считает, что ряд турфирм города готовы работать самостоятельно. К тому же присутствие на рейсе новосибирских туроператоров, имеющих большой опыт организации чартеров, должно способствовать профессиональному росту барнаульских компаний. Фактически рейс и стал выездным «мастер-классом» новосибирских туроператоров, проведенным ими, в какой-то степени, за свой счет. Новосибирцы, имевшие три четверти мест на самолете, были вынуждены конкурировать с местной компанией, ориентированной преимущественно на прямые продажи и, соответственно, менее ограниченной ценовыми рамками. Справедливости ради нужно отметить, что и некоторые новосибирские участники программы имеют в Барнауле офисы продаж. Очевидно, предвидение данной ситуации стало причиной отказа ряда новосибирских туроператоров, имеющих хорошие связи с барнаульскими агентствами, от участия в программе.
Будет ли предпринята новая попытка организации рейса Барнаул - Анталия, покажет время. В любом случае решение о его организации либо отмене будет определять целый комплекс факторов. Как заявила Марина Риффель на заседании Общественного совета по туризму при администрации Новосибирской области, посвященном итогам летнего сезона, вопрос о выполнении барнаульского рейса в следующем сезоне остается открытым.
В «Возрождении» STI сообщили, что компания по-прежнему заинтересована в организации прямого рейса в Анталию. «Мы очень хотим, чтобы рейс был. По зимнему сезону наблюдается приток клиентов. Поэтому мы будем обращаться в «Сибирь» и к другим перевозчикам», - сказала Татьяна Ефимова. Ход реализации анталийской программы показал, что, с одной стороны, барнаульские компании пока объективно не готовы к выполнению туроператорских функций. С другой, новосибирские туроператоры, ориентированные на агентские продажи, не заинтересованы в распылении региональных программ, в том числе и в организации прямых рейсов из Барнаула.
В то же время с приходом в Барнаул крупного туроператора ситуация в городе может радикально поменяться. Тогда, возможно, агентства начнут активно продавать прямой рейс, а жителям города и края действительно будет удобнее летать на отдых за рубеж, минуя Новосибирск или Москву.
Опубликовано: 21.12.2004
Источник: RATA-news
По этой теме