«Аэрофлот» спровоцировал передел рынка бронирования
Разработчики распределительных и инвенторных систем для авиакомпаний начинают борьбу за российский рынок, передел которого спровоцировал «Аэрофлот».
Переход «Аэрофлота» на новую систему бронирования билетов – Sabre – может спровоцировать передел рынка информационных и телекоммуникационных решений для авиакомпаний в России. «Аэрофлот» утверждает, что прежняя система, которую он использовал, Gabriel, не в полной мере отвечает растущим требованиям компании, в частности, не может обеспечить ей адекватного решения по интернет-бронированию авиабилетов, а также не предоставляет доступа к «туристическому» пакету услуг (куда входит возможность одновременно с заказом билета бронировать гостиницы, заказывать автомобили, железнодорожные билеты по всему миру). Разработчиков альтернативных систем такие заявления «Аэрофлота» спровоцировали на ряд ответных действий. В частности, представители компании SITA, которая является разработчиком системы Gabriel, распространили информационное письмо, цель которого – доказать, что их решение отнюдь не является таким отсталым, каким его пытается выставить «Аэрофлот». Повышенную активность проявляют и разработчики системы Amadeus, также предлагавшие «Аэрофлоту» свои услуги наряду с Sabre. Заметно оживились и поставщики российских систем бронирования, возмущенные тем, что перевозчики не желают в столь тонком вопросе, как информационные технологии, отдавать предпочтение отечественному продукту. Судя по всему, решительный шаг «Аэрофлота» (который, кстати, первым в России перешел на систему Gabriel) сподвиг других активно растущих российских перевозчиков призадуматься, как выгоднее и эффективнее продавать авиаперевозки.
Инвенторная система – это автоматизированная база данных, в которой хранятся сведения о рейсах перевозчика и наличии свободных мест на них. На мировом рынке действуют несколько крупных игроков, занимающихся разработкой таких технических решений, в том числе Amadeus, Gabriel, Galileo, Sabre. В России существуют и свои инвенторные системы – «Сирена-2.3» и «Сирена-2000». Есть еще и так называемые распределительные системы, с помощью которых агенты, работающие с авиакомпаниями, могут пользоваться ресурсами, которые «лежат» в инвенторных системах. «Аэрофлот» на данный момент, как и ряд других крупных отечественных перевозчиков, использует систему бронирования Gabriel, разработанную американской компанией SITA. Дело в том, что большинству российских авиакомпаний система Gabriel досталась «по наследству» от Советского Союза, так как именно эта система стояла тогда в едином еще «Аэрофлоте». «Отпочковавшимся» от единого советского перевозчика авиакомпаниям при выходе на международный рынок ничего не оставалось, как пользоваться уже установленной у себя системой Gabriel, а их агентам – пультами Gabriel. Однако по мере роста авиакомпаний изменились и принципы построения агентской сети, тарифной политики, возникла необходимость управления загрузкой и т. д., появился ряд вопросов, связанных с использованием системы резервирования. Коммерческий директор «Аэрофлота» Евгений Бачурин утверждает, что «Аэрофлот» просто вырос из Gabriel, а также считает вполне вероятным, что в скором времени другие российские авиакомпании последуют его примеру.
«"Аэрофлот" можно понять, – сказал RBC daily директор Ассоциации агентств воздушного транспорта Юрий Шабунин. – Система Sabre и ее технологические возможности, безусловно, могут показаться весьма привлекательными для решения многих проблем. Хотя, на наш взгляд, успех перехода на новую технологическую базу продажи перевозок в «Аэрофлоте» во многом будет зависеть от подготовленности самой компании и ее специалистов, от взаимодействия с агентами и понимания агентами проблем, которые хотел бы решить авиаперевозчик с использованием новой технологии». С переходом в Sabre «Аэрофлот» становится участником системы, пользователи которой представляют собой огромную сеть агентов по всему миру. Авиакомпании, пользующиеся услугами Sabre, – это крупнейшие в мире авиаперевозчики. Кроме того, с приходом в агентства «Аэрофлота» пультов Sabre у агентов появляется еще одна возможность для предоставления пассажирам гостиничных и других туристических услуг.
Кроме того, Sabre предлагает очень большой набор дополнительных услуг, таких, например, как бронирование гостиниц, автомашин, заказ железнодорожных билетов, что называется, «в пакете». Подобные функции есть и у Gabriel, однако они используются по совершенно другому принципу. Если, к примеру, пользуясь системами Sabre и Amadeus, агент сразу видит весь туристический модуль, то с Gabriel ему приходится докупать отдельные пакеты – например, пакет «Сахара» для бронирования гостиниц и т. д. Правда, сами представители SITA с такой точкой зрения категорически не согласны. «Компания SITA Inc еще раз хотела бы подтвердить, что не видит явных причин перехода авиакомпании «Аэрофлот» на систему бронирования Sabre, притом, что SITA готова предоставить все необходимые современные технологии для динамично развивающихся авиакомпаний любого размера во всем мире, что подтверждают многочисленные реализованные проекты, как на международном, так и на российском рынке», – говорится в информационном письме компании.
Между тем, по мнению директора ЗАО «ТАИС» (разработчик систем «Сирена-2.3» и «СИРИН») Владимира Ловского, для того чтобы авиакомпания могла получить доступ к туристическому пакету, ей совершенно не обязательно переводить свои ресурсы в иную инвенторную систему. «Достаточно просто подключить своих агентов к той же Sabre или Amadeus, а хранить данные можно и в отечественной системе, например в «Сирене-2.3», которой открыт доступ к Gabriel и Amadeus, – поясняет он. – А «линк» «СИРИН» с Sabre предусмотрен в официальных планах работ по переходу «Аэрофлота» в Sabre, и работы в этом направлении уже ведутся. Мы надеемся, что к весне следующего года они будут завершены». Проблема хранения ресурсов авиакомпаний в западных инвенторных системах, отмечает Владимир Ловский, – это в том числе и проблема безопасности. «Надо понимать, что спецслужбы используют данные отечественных систем резервирования в антитеррористических целях, – говорит он. – Однако оперативно получать такую информацию из зарубежных систем не удается. Кроме того, имеется проблема идентификации личности по фамилии и номеру паспорта. В зарубежных системах они хранятся на латинице. Очевидно, что это существенно усложняет задачу. Есть еще одна проблема, связанная с безопасностью. Представьте себе, что вся информация об авиационных перевозках отечественных компаний размещена в зарубежной системе и в один прекрасный момент окажется по тем или иным причинам недоступной, как это уже произошло 11 сентября».
Напомним, что через распределительную систему «СИРИН», которой пользуются более 6 тысяч агентов, в 2004 г. будет реализовано около 5 млн. перевозок, то есть примерно третья часть всех продаж на внутреннем рынке России. Системой бронирования «Сирена-2.3» на данный момент пользуются крупнейшие российские авиакомпании, включая UTair, «Уральские авиалинии», а также "Красноярские авиалинии" и "Домодедовские авиалинии", вошедшие в альянс Air Bridge. В ближайшее время к ним примкнет "Самара", переложив свои ресурсы из системы Gabriel. Общий объем ресурсов, размещенных в центрах бронирования «Сирены-2.3», превышает 40% от всех продаж на внутреннем авиарынке. Любопытно, что, по словам г-на Ловского, появилась первая зарубежная компания – Atlasjet (Турция), которая предпочла эту систему. В пользу отечественных систем бронирования говорит еще и тот факт, что по соотношению цена-качество, по мнению Владимира Ловского, они идеально отвечают запросам российских авиаперевозчиков. «Стоимость размещения ресурсов в «Сирене-2.3» в два-три раза ниже, чем в западных ее аналогах, – отмечает он. – Понятно, что для крупных авиакомпаний экономия на каждой такой операции в итоге составляет сотни тысяч долларов».
Между тем при переходе «Аэрофлота» на Sabre возникает целый ряд проблем, связанных с агентами. По словам Юрия Шабунина, позиция авиакомпании в этом вопросе до сих пор не до конца прозрачная: заявляя о готовности, к примеру, обучать агентов, вместо поддержки нейтральных учебных центров «Аэрофлот» направляет кассиров агентств для переподготовки в учебные классы других агентств. «"Аэрофлот" не желает принимать во внимание корпоративные интересы агентств, – говорит г-н Шабунин. – За срочным переобучением кассиров, которое сейчас началось в Москве и скоро начнется в регионах, предстоит наладить систему подготовки новых кассиров. «Аэрофлот» и уполномоченная компания системы Sabre не спешат обозначить требования к таким центрам подготовки». Кроме того, неразбериха с переходом «Аэрофлота» на другую систему бронирования, по мнению Юрия Шабунина, может оказаться очень «на руку» иностранным перевозчикам. «Совершенно очевидно, что даже при идеальной подготовке к переходу особенности географии нашей страны и пресловутый человеческий фактор могут привести к некоторым издержкам и ошибкам, – говорит он. – В этой ситуации иностранные авиакомпании могут также несколько увеличить долю своих продаж». Сейчас все агенты, коих у «Аэрофлота» только по одной России несколько тысяч, которые хотят продолжить работать с перевозчиком, должны поставить у себя пульты Sabre и переобучить сотрудников для работы с ними. Многие из этих агентов, у которых доля продаж «Аэрофлота» в объем объеме достаточно велика, возможно, захотят отказаться в итоге от содержания пультов той же Gabriel.
Сами перевозчики, правда, пока высказываются на этот счет достаточно осторожно. Представители «Трансаэро» заявляют, что вполне довольны системой Gabriel. «Мы сотрудничаем с SITA уже более 10 лет, и у нас есть все основания быть довольными результатами, – говорит RBC daily пресс-секретарь компании Сергей Быхал. – Мы внимательно изучали возможности других систем и пришли к выводу о нецелесообразности, в том числе и финансовой, замены каких-либо продуктов SITA на их аналоги. Что касается интернет-бронирования и электронных авиабилетов, то и в этом вопросе продукт, предлагаемый SITA, «Трансаэро» устраивает. Здесь нет технических проблем. Главное – принять нормативные акты, которые узаконили бы необходимую форму отчетности перед российскими госорганами». А вот представители «Сибири», хоть и подчеркивают, что «на сегодняшний день эта система оптимальна для нас по соотношению стоимости и функциональных возможностей», не отрицают того факта, что присматриваются к другим поставщикам отраслевого программного обеспечения. «Мы не исключаем возможности сотрудничества в будущем с другими поставщиками отраслевого программного обеспечения, – говорит представитель «Сибири» Евгений Филянин. – Специалисты Sabre уже выходили на нас с предложением о сотрудничестве. Поэтому опыт внедрения Sabre в «Аэрофлоте» нам очень интересен».
Опубликовано: 24.12.2004
Источник: RBС daily
По этой теме