Правовые последствия форс-мажорных обстоятельств
Честь и хвала фирмам, изыскивающим возможность возмещения туристам полной стоимости туров в Юго-Восточную Азию. Однако совершенно очевидно, что позволить себе это могут далеко не все, с чем тоже придется считаться. В таком случае компании должны будут решать вопросы с клиентами в строгом соответствии с действующим российским законодательством. Сегодня по просьбе RATA-news о правовых последствиях для турфирм и потребителей, возникающих в обстоятельствах непреодолимой силы, рассказывает директор юридической консультации «Визит» Анна Самсонова.
В соответствии с российскими законами форс-мажорными признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Значение форс-мажорных обстоятельств состоит в том, что при их возникновении стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств. Туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что это оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (ст.10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»). Соответственно турфирма может не производить возврат денежных средств потребителю, если докажет, что неисполнение договора возникло по независящим от нее причинам. Такими доказательствами в числе прочих могут послужить письменные обращения посольств, официальные письма иностранных партнеров, свидетельствующие о невозможности совершения поездки.
Однако если сохраняется хотя бы минимальная возможность надлежащим образом исполнить обязательство в условиях действия обстоятельств непреодолимой силы, оснований для освобождения от ответственности не будет. Например, в случае, когда возможна замена условий тура без угрозы для здоровья и безопасности туристов.
При оценке возможных рисков следует также обратить особое внимание на возможность возникновения эпидемий в пострадавшем регионе. Если такая вероятность сохраняется, то, отправляя туристов, фирма нарушает нормы о безопасности туристских поездок, установленные статьями 6, 14 закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Если туристы, несмотря ни на какие предупреждения, настаивают на осуществлении тура и авиаперелет все же осуществляется по независящим от турфирмы обстоятельствам, то настоятельно рекомендуем письменно, под роспись, предупредить клиентов о наступлении обстоятельств непреодолимой силы с подробным описанием всех негативных последствий, которые может повлечь поездка.
Несмотря на нормы, освобождающие стороны от ответственности при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ), суды зачастую принимают решение в пользу потребителя как экономически наименее защищенной стороны правоотношений. С другой стороны, весьма вероятно, что при расчете компенсаций потребителям со стороны турфирм, суды будут исходить из фактически понесенных турфирмой затрат. Согласно ст. 10 закона «Об основах туристской деятельности в РФ», ст. 32 закона «О защите прав потребителей» при расторжении договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с письменно подтвержденными фактическими затратами сторон.
Исходя из практики нашей консультации, рекомендуем турфирмам не терять контакта с клиентами, постоянно информировать их обо всех изменениях в процессе принятия тех или иных решений, предлагать альтернативные варианты выхода из сложившейся ситуации. Это создает положительный психологический климат в отношениях с потребителем, помогает ему понять, что никто не собирается бросать его на произвол судьбы, что предотвращает многие конфликты. Вероятность доведения дела до суда в таких случаях практически сводится к нулю. Если компания отказывается общаться с клиентами, отмалчивается, не отвечает на претензии, ее шансы оказаться в суде значительно возрастают.
Следует помнить также, что в соответствии с законом «Об основах туристской деятельности в РФ» турист вправе требовать по своему выбору от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо оттого, кем эти услуги оказываются. Отказ туроператора общаться с клиентом на основании отсутствия с ним прямого договора неправомочен.
Юридическая компания «Визит» бесплатно проводит экстренные консультации по вопросам, связанным с Юго-Восточной Азией. Наши специалисты будут отвечать на звонки и в рабочие, и в праздничные дни до 23.00. Телефоны: (095) 507-71-90, 205-92-22, www.tourpravo.ru
Опубликовано: 30.12.2004
Источник: RATA-news
По этой теме