Серьезное испытание для туристических компаний
Вчера на пресс-конференции в Москве руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Владимир Стржалковский призвал все туристические фирмы, которые дорожат своей репутацией, в досудебном порядке возместить клиентам стопроцентную стоимость туров за несостоявшиеся поездки в пострадавшие регионы Юго-Восточной Азии. Г-н Стржалковский назвал семь компаний, уже подтвердивших готовность возместить туристам стоимость сорвавшихся поездок.
Напомним, что события в Юго-Восточной Азии довольно ярко высветили на российском рынке группу туроператоров, которые в сложной для всех ситуации проявили себя как настоящие акулы бизнеса – в самом плохом смысле этого слова. Ни при каких условиях не желая терять новогоднюю прибыль, некоторые фирмы под угрозой стопроцентного штрафа за аннуляцию туров фактически вынуждали клиентов лететь «на отдых» в зону стихийного бедствия. Называть их здесь, наверное, нет смысла – график отмены чартерных рейсов в пострадавшие регионы поможет вычислить тех, кто «героически» держится до последнего. Уже на следующий день после трагедии, 27 декабря, Агентский комитет Российского союза туриндустрии принял обращение к туроператорам, в котором призвал их войти в положение клиентов, а не учитывать только обстоятельства собственного бизнеса (RATA-news 1183 от 28 декабря 2004). И хотя до сих пор находятся желающие провести отпуск в Пхукете, Шри-Ланке и на Мальдивах (в турфирмах уже раздаются звонки с вопросами о возможности 50-процентной скидки при покупке тура), большинство россиян лететь в зону стихийного бедствия не хотят.
Конечно, это очередное серьезное испытание для туристических компаний. Ситуация «никаких убытков, кроме телефонных переговоров», как выразился на пресс-конференции Владимир Стржалковский, была бы идеальной, но пока кажется маловероятной. Сегодня есть надежда, что авиакомпании в ближайшее время вернут туроператорам деньги за отмененные рейсы, хотя еще накануне многие перевозчики также отказывались аннулировать чартеры, угрожая заказчикам серьезными штрафами. Однако вчера глава Ростуризма сообщил, что Федеральное агентство воздушного транспорта рекомендует авиапредприятиям воздержаться от выполнения нерегулярных рейсов в регионы, пострадавшие от цунами, и запрещает взимать штрафы за отказ от полета в связи с ситуацией в Юго-Восточной Азии. Соответствующую телеграмму 28 декабря подписал руководитель ФАВТ Николай Шипиль. Разумеется, это сильно облегчит финансовое бремя операторов, поскольку перелет составляет значительную долю в стоимости турпакетов.
С возвратом средств, перечисленных непосредственно в пострадавшие регионы, все гораздо сложнее. Ведь курортные отели готовились не к цунами, а к встрече Нового года. Они закупали продукты и необходимый инвентарь, обновляли номера, платили зарплату персоналу – в общем, производили все необходимые в таких случаях траты, а не складывали деньги в кубышку. И теперь российские туроператоры вступили со своими зарубежными партнерами в переговоры, причем очень непростые. Согласитесь, нелегко вести разговор о возврате и даже перезачете средств с компанией, которая пытается выстоять в условиях национального бедствия. А кроме того, многие отели и не собираются возвращать деньги. Например, Sheraton Grande Laguna на Пхукете, который утверждает, что полностью готов принимать туристов. Еще более далеки от мысли возмещать кому-либо какие-либо убытки отели Шри-Ланки: эта страна объявила себя зоной общенационального бедствия и призвала международное сообщество к оказанию срочной гуманитарной помощи.
Иными словами, мало кто из операторов рассчитывает получить обратно все средства, перечисленные ими в пострадавшие регионы. В лучшем случае, часть денег вернется в Россию через несколько месяцев. В этой ситуации добросовестные фирмы выстраивают взаимоотношения с клиентами в зависимости со своими возможностями. Подавляющее большинство компаний не могут немедленно начать выплату стоимости туров, тем более, в полном объеме. На вчерашней пресс-конференции Владимир Стржалковский отметил, что эта проблема не стояла бы так остро, если бы в стране уже действовала система финансовых гарантий турфирм. По мнению главы Ростуризма, нынешняя ситуация, сложившаяся на российском рынке, не исключает случаи банкротства и исчезновения туристических компаний. Владимир Стржалковский считает, что «не надо сильно переживать за небольшую фирму, которая не может выполнить свои обязательства перед клиентом».
Опубликовано: 30.12.2004
Источник: RATA-news
По этой теме