Продолжаем цикл публикаций, посвященных вопросам экотуризма вообще и этому виду деятельности в Байкальском регионе в частности. Желающие связаться с автором могут писать ему по адресу:
[email protected]
Казалось бы, такой длительный опыт оперирования термином «экотуризм» в Байкальском регионе должен был гарантировать общее понимание того, что подразумевается под этим словосочетанием - хотя бы в среде местных исследователей и туроператоров. Но до сих пор это понятие каждый трактует по-своему.
А что касается федерального уровня, то закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не только не дал определения этого вида деятельности, но и вообще не упомянул словосочетание «экологический туризм». Не нашлось места экотуризму и в новом проекте закона «О туризме», подготовленного в недрах Госдумы. Впрочем, не только в России понятие экотуризма до сих пор не имеет четких очертаний. Так, на открытии Всемирного саммита по экотуризму в Квебеке генеральный секретарь ВТО Франческо Франжиалли сказал: «Хотя слово «экотуризм» в качестве термина используется уже около 20 лет, отсутствие четкого определения понятия приводит к обесцениванию концепции этого вида деятельности в целом».
Так или иначе, сегодня очевидны два подхода к понятию «экотуризм» – академический и практический.
Примером академического подхода является определение, используемое, например, исследователями иркутского Института географии ВСО РАН: «…экотуризм – специфический вид туризма, цель которого – экологическое воспитание и образование, удовлетворение потребности в экологических знаниях, предоставление возможности для общения с девственной природой, ее объектами». Как мы видим, оно весьма близко к трактовке Гектора Цебаллос-Ласкуриа.
А вот определение, использованное в программе Всемирного банка по развитию экотуризма на Байкале: «Экотуризм – любые формы туризма и деятельности на природе, которые:
- имеют главной задачей восприятие природы и ее красоты, понимание значения окружающей среды, отдых и спортивный туризм на лоне природы;
- являются устойчивыми в экологическом плане, оказывая минимальное воздействие или не оказывая никакого воздействия на окружающую среду».
Трудно что-либо возразить против такого определения, но оперировать им в повседневной практике невозможно. Как определить ту грань, за которой «устойчивый» туризм переходит в неустойчивый? Когда минимальное воздействие на природу со стороны тургруппы перерастает в конкретное? И почему только «спортивный туризм»? А где, например, самодеятельный туризм, так популярный в России?
Как определяет экотуризм декларация, принятая на Всемирном саммите по экотуризму в Квебеке? В русскоязычном варианте, опубликованном на сайте ВТО, определения как такового нет, а есть принципы, на которых должен строиться экотуризм. А вот в некоторых комментариях к решениям Квебекского саммита, в частности, говорится: «Понятие «экотуризм», в отличие от «устойчивого туризма», может быть применимо только к тем видам туризма, которые направлены на политическую и финансовую поддержку защиты окружающей среды, на признание и уважение прав местного и коренного сообществ, на культурное и природоохранное образование туристов. Но необходимо отличать экотуризм от природного туризма, который является более широким понятием».
С точки зрения практика деление туризма на «экологический» и «устойчивый», требование отличать экотуризм от «природного туризма», навязывание каких-то этических обязательств («признание прав», «культурное и природоохранное образование») - все это идеальные схемы, созданные из лучших побуждений, но не имеющие реального применения.
Вот еще несколько определений экотуризма, которые «гуляют» по материалам конференций, по интернету: «Любая форма туризма, которая основывается на естественной экологической привлекательности страны (от подводного плавания у коралловых рифов до путешествий по саванне)»; «Туризм, который включает получение образования и информации об охране окружающей среды, все элементы основываются на экологически устойчивых принципах»; «Путешествия в уникальные уголки природы со специфическими целями изучения редких растений, животных, особых типов экосистем»; «Туризм, который может способствовать сохранению положительных синергетических связей между туризмом, биоразнообразием и местными жителями, с соответствующим управлением»
Классическим считается определение Общества экотуризма (США): «Экотуризм - это путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью, не нарушая целостности экосистем, получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной территории, это туризм, который создает такие экономические условия, когда охрана природы становится выгодной местному населению».
Все это замечательно и глубоко гуманно. Но очевидно, что такими определениями-благопожеланиями нельзя оперировать в реальной туристической деятельности. Поэтому туроператоры во всем мире уже давно определяют все свои туры, проводимые на лоне природы, как ecotourism (экотуризм) или adventure travel (приключенческие путешествия) - независимо оттого, с какими целями к ним приехали туристы, в девственных ли местах они побывают или не очень, какие у них остались впечатления от поездки, как они воздействовали на природу, на местное население и т.д.
А это и есть практический подход к понятию «экотуризм». (Владимир Бережных, Иркутск, специально для RATA-news)