Правовые рекомендации для достижения «послестихийной» гармонии
Природная катастрофа в Юго-Восточной Азии, помимо всего прочего, остро обозначила проблемы правовых взаимоотношений между участниками туристического рынка и их клиентами. И хотя определенное количество компаний все вопросы с туристами и партнерами уже урегулировали, спорных моментов еще очень много и говорить о достижении полной «послестихийной» гармонии рано. Поэтому по просьбе Комиссии по туристическим формальностям Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии специалисты юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета - доктор юридических наук профессор Людмила Галенская и кандидат юридических наук Ирина Чеботарева - подготовили правовой анализ законодательства, действующего при разрешении спорных ситуаций.
На основе полученного материала турбизнесу предлагаются некоторые правовые рекомендации, сгруппированные по основным типам договорных отношений: турфирма – турист, туроператор – турагент, туроператор – принимающая сторона. В последнем случае имеется в виду зарубежный партнер, который является непосредственным исполнителем некоторых туруслуг в стране назначения.
В тексте используются следующие обозначения:
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федераии (1, 2, 3 части)
Закон о защите прав потребителей – Федеральный закон «О защите прав потребителей» (прим.: последняя редакция Закона - Федеральный закон от 21.12.2004 № 171-ФЗ опубликован 27.12.2004, т.е. после цунами)
Основы – Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
Турфирма – турист
Здесь необходимо рассмотреть две ситуации: 1) туристы, заключив договор, оплатили тур, но после цунами отказались ехать; 2) туристы во время катастрофы до окончания отдыха были вывезены домой.
Что касается первой ситуации, то здесь опять же возможны варианты: а) поездка была запланирована в район, пострадавший от цунами; б) поездка была запланирована в иные районы пострадавших государств.
Сразу оговоримся, что, если речь идет о поездке в Индонезию или Шри-Ланку, которые объявили себя зоной бедствия, то можно говорить об обстоятельствах непреодолимой силы (то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств), следовательно, ответственность турфирм за неоказание или ненадлежащее оказание услуг исключена (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
В отношении поездок в такие страны как Мальдивские острова и Таиланд следует учитывать, что данные страны не признали наличия форс-мажорных обстоятельств. Сказанное существенным образом влияет на вопросы компенсации и туристам, и турфирмам. Однако наличие обстоятельств непреодолимой силы устанавливается судом.
а) Турист оплатил поездку, но отказался поехать. Должна ли фирма вернуть ему стоимость тура? В этой ситуации также возможны варианты. Например, место размещения туриста оказалось в зоне разрушения. Туристу в этом случае просто некуда ехать, и его отказ от поездки вызван обстоятельством форс-мажора, за который он ответственности не несет, т.е. отказ правомерен. Но и турфирма не по своей вине не может выполнить свои обязательства. Невозможность оказания туруслуги вовсе не означает невозможность возврата денег за неиспользованную услугу. Даже если такой возврат не предусмотрен договором, к таким отношениям должны применяться нормы главы 60 ГК о неосновательном обогащении.
Тезис о том, что турфирма не обязана производить возврат денежных средств потребителю, если докажет, что неисполнение договора возникло по независящим от нее обстоятельствам, не имеет юридических оснований.
Другой вариант: турист отказался от поездки в страну, хотя сам отель не пострадал, но находится в пострадавшем районе. Такое поведение туриста вполне правомерно, поскольку имеет место существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. К таким обстоятельствам относится, в частности, ухудшение условий путешествия (ст.10 Основ). Даже согласие принимающей стороны принять туриста не изменяет в этом случае ситуации, т.е. ухудшения условие путешествия.
В обоих вариантах закон оказывается на стороне туриста, который вправе рассчитывать на возврат средств по оплате тура. Этот возврат возможен не в полном объеме, а за исключением фактических затрат турфирмы, например, на бронирование услуг.
В этих условиях турфирма обязана предпринять все необходимые действия для урегулирования возникшей ситуации. Она должна предложить туристу изменить сроки поездки, изменить место назначения – район поездки или страну назначения. Если турист на это соглашается, то достигнутая договоренность оформляется письменно. Однако турист может и не согласиться (например, у него закончился отпуск или он не хочет ехать в другую страну). Это его право, поскольку существенное изменение условий поездки продолжает существовать, что означает необходимость возврата ему средств за оплаченный тур.
Наконец, возможна ситуация, когда турист отказался от поездки, хотя место его отдыха находилось вне зоны бедствия. И в этом случае следует констатировать изменение обстоятельств и, как следствие, возврат стоимости тура, хотя и не в полном объеме.
Опубликовано: 16.02.2005
Источник: RATA-news
По этой теме