Правовые рекомендации для достижения «послестихийной» гармонии
Продолжаем публикацию рекомендация для турбизнеса, касающихся правовых взаимоотношений между участниками туристического рынка и их клиентами в связи с событиями в Юго-Восточной Азии (RATA-news от 16 и 17 февраля 2005). Напоминаем, что материал подготовлен по заказу Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии специалистами юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета - доктором юридических наук профессором Людмилой Галенской и кандидатом юридических наук Ириной Чеботаревой.
В тексте используются следующие обозначения:
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации (1, 2, 3 части)
Закон о защите прав потребителей - Федеральный закон «О защите прав потребителей» (прим.: последняя редакция Закона - Федеральный закон от 21.12.2004 № 171-ФЗ опубликован 27.12.2004, т.е. после цунами)
Основы - Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
В тексте используются следующие обозначения:
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (1, 2, 3 части)
Закон о защите прав потребителей – Федеральный закон «О защите прав потребителей» (прим.: последняя редакция Закона - Федеральный закон от 21.12.2004 № 171-ФЗ опубликован 27.12.2004, т.е. после цунами)
Основы – Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
Туроператор - турагент
В первую очередь, надо решить, насколько важно для сторон сохранить отношения на будущее, поскольку любое судебное разбирательство – это конфликт.
Изменяя условия договора, туроператор и турагент должны учитывать, что между ними есть договор в пользу третьего лица – туриста (ст. 430 ГК РФ), а, следовательно, если иное не предусмотрено правовыми актами или договором, с момента выражения туристом турагенту намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия туриста. То есть изменения не должны затрагивать прав тех туристов, которые уже сделали заказ на поездку, особенно это касается условий об ответственности перед туристом, о распределении обязанностей по возврату средств туристу, а также условий, оговариваемых в договоре с туристом.
Далее, необходимо определить характер договорных отношений туроператора и турагента.
Договорные отношения туроператоров с турагентами, как правило, получают оформление в виде договора поручения, договора комиссии либо агентского договора. По договору поручения турагент обязуется совершить от имени и за счет туроператора определенные юридические действия (заключить договор с туристом, например). Права и обязанности по сделке, совершенной турагентом, возникают непосредственно у туроператора (ст. 971 ГК РФ). По договору комиссии турагент (комиссионер) обязуется по поручению туроператора (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет туроператора (ст. 990 ГК РФ).
Агентский договор, в отличие от договора поручения и договора комиссии, предполагает совершение турагентом по поручению и за счет туроператора не только юридических, но и иных действий. Однако агентский договор может строиться по модели договора поручения, тогда турагент действует от имени туроператора, и по модели договора комиссии – турагент действует от своего имени. Надо отметить, что довольно часто соглашения называются иначе, по-разному формулируется предмет договора, поэтому надо анализировать характер обязанностей обеих сторон.
В случае заключения договора поручения или агентского договора по его типу, все бремя обязанностей перед туристом ложится на туроператора, а действия турагента по возврату средств необходимо расценивать как деятельность по исполнению поручения.
В случае заключения договора комиссии или агентского договора по модели договора комиссии – все гораздо сложнее. Здесь большую роль могут сыграть характер формулировок условий контракта. Однако при их оценке надо учитывать положения п. 1 ст. 993 ГК: «Комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки».
Как правило, турагент деньги, полученные от туриста после заключения договора в оплату услуг, перечисляет туроператору. В пакете услуг, предлагаемых туристу, надо определить, какие услуги оказываются турагентом, а какие – туроператором. Следовательно, с туроператора можно требовать возврата только средств, уплаченных туристу в возмещение стоимости услуг, за которые несет ответственность туроператор.
Может возникнуть вопрос: а почему туроператор должен возвращать суммы? Во-первых, сама законодательная конструкция договора – агент действует «за счет принципала». Во-вторых, по условиям договора туроператора с турагентом, где фиксируются условия аннулирования заказа туриста. Слова договора «не возвращаются турагенту» и далее указание сумм штрафа, дают основание полагать, что все остальное возвращается.
И теперь о штрафе за аннуляцию. Данное условие необходимо расценивать как договорную неустойку, ее размеры таковы, что есть большая вероятность того, что в случае судебного разбирательства суд воспользуется своим правом уменьшить ее, особенно если об этом заинтересованной стороной будет заявлена просьба (ст. 333 ГК РФ).
Хотя по последствиям отказ в связи с существенными изменениями обстоятельств и отказ вне связи с ними схожи с точки зрения отношений с туристом, тем не менее, основания расторжения договора с туристом могут оказаться важными для урегулирования отношений турагента с туроператором. Туроператор может посчитать, что турагент во втором случае не выполнил надлежащим образом свою обязанность по информированию туриста об условиях поездки, не разъяснил ему, что опасности нет, и услуга может быть оказана.
В целом, таким образом, можно констатировать, что урегулирование отношений между туроператором и турагентом зависят от конкретных обстоятельств, таких как характер договора между сторонами, отношений с туристом и принимающей стороной.
Опубликовано: 21.02.2005
Источник: RATA-news
По этой теме