Правовые рекомендации для достижения «послестихийной» гармонии
Завершаем публикацию рекомендация для турбизнеса, касающихся правовых взаимоотношений между участниками туристического рынка и их клиентами в связи с событиями в Юго-Восточной Азии (RATA-news от 16, 17 и 21 февраля 2005). Напоминаем, что материал подготовлен по заказу Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии специалистами юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета - доктором юридических наук профессором Людмилой Галенской и кандидатом юридических наук Ириной Чеботаревой.
В тексте используются следующие обозначения:
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (1, 2, 3 части)
Закон о защите прав потребителей – Федеральный закон «О защите прав потребителей» (прим.: последняя редакция Закона - Федеральный закон от 21.12.2004 № 171-ФЗ опубликован 27.12.2004, т.е. после цунами)
Основы – Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
Туроператор – принимающая сторона
Что касается отношений туроператора с принимающей стороной, то в первую очередь следует учитывать, что государства по-разному отнеслись к последствиям цунами.
Как уже указывалось выше, Таиланд и Мальдивские острова не признали наличия форс-мажорных обстоятельств, а Индонезия и Шри-Ланка признали. Из этого можно сделать вывод, что принимающие фирмы в Индонезии и Шри-Ланки освобождаются от ответственности за невыполнение ими принятых на себя обязательств, и предъявление к ним претензий бесполезно.
В отношении фирм из Таиланда и Мальдивских островов ситуация другая: там не было обстоятельств форс-мажора, соответственно, они полностью отвечают за невыполнение обязательств. Туроператор имеет право предъявить им претензии в отношении возмещения убытков, а в случае отказа обратиться в суд.
Каждый туроператор, который захочет воспользоваться этим правом, должен внимательно проанализировать свой контракт с принимающей фирмой. При этом следует обратить внимание на следующие моменты:
1). В контракте должна быть статья о порядке разрешения споров. В соответствии с ее установлениями туроператор может обратиться за разрешением спора в тот судебный или арбитражный орган, который в ней указан.
Если указан суд государства принимающей стороны, то могут быть осложнения с написанием искового заявления и с прилагаемыми документами. Исковое заявление должно быть написано на государственном языке соответствующего государства (в Таиланде – тайский, на Мальдивах – дивехи) и в соответствии с требованиями его законодательства. Можно предположить, что нельзя будет обойтись без помощи местных адвокатов. Учитывая, что услуги иностранных адвокатов весьма дороги, прежде следует оценить экономическую целесообразность предъявления иска. Что касается прилагаемых документов, то они также должны быть переведены на соответствующий язык и нотариально заверены, а официальные документы (например, устав туроператора) еще и снабжены апостилем.
При предъявлении иска не следует ожидать быстрого его рассмотрения, оно может затянуться на годы.
Ситуация гораздо проще, если в качестве органа по рассмотрению спора указан российский суд, арбитраж или международный коммерческий арбитраж. Если дело будет рассматривать российский суд или арбитраж, то весь процесс будет проходить по нашему гражданскому процессуальному или арбитражному процессуальному кодексам. Однако обращение в российские судебные органы бесполезно, поскольку у России нет соглашений о правовой помощи с Таиландом и Мальдивами, а это означает, что решения российского суда или арбитража никто выполнять не будет, и даже в случае вынесения решения в пользу российского туроператора присужденные суммы получить будет невозможно.
Наиболее благоприятный для туроператора вариант, когда в контракте указан международный коммерческий арбитраж в качестве органа по разрешению споров. Обычно все такие арбитражи ведут дела на английском языке и решения данных арбитражей исполняются, ибо существует Нью-Йоркская конвенция 1958 года о признании и исполнении иностранных арбитражных решений
2). Большое значение имеет статья в контракте о применимом праве. Очень хорошо, если она включена в контракт, если же нет, то будут осложнения с определением применимого права и предсказать результат обращения в судебный орган будет невозможно.
Общий совет туроператорам: прежде чем обращаться в судебные органы, проконсультируйтесь с компетентным юристом.
Опубликовано: 22.02.2005
Источник: RATA-news
По этой теме