Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) аккредитовало в России международную систему взаиморасчетов на воздушном транспорте BSP. Вчера эту информацию в беседе с корреспондентом RATA-news подтвердил начальник управления производственной деятельности ФАВТ Станислав Овчаренко.
Прообраз современной системы BSP (billing and settlement plan) появился в США в 1964 году. Сегодня региональные BSP работают в 140 странах мира. BSP предлагает агентствам, продающим авиабилеты, комплекс услуг; с их помощью кассир агентства может забронировать перевозку и затем выписать билет на так называемом нейтральном билетном бланке BSP, который принимают все авиакомпании, состоящие в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
Как заявил «Коммерсанту» региональный представитель IATA в России и странах СНГ Дмитрий Шамраев, в пилотном режиме система BSP заработает в России в сентябре этого года. По его словам, членами системы BSP автоматически станут все билетные агентства, аккредитованные при IATA, которых в стране сегодня насчитывается около 300. Г-н Шамраев также подчеркнул, что расширять объем предоставляемых услуг за счет внутрироссийских перевозок не планируется.
В авиакомпаниях неоднозначно оценивают приход системы BSP в Россию. «Благодаря BSP российские перевозчики смогут расширить географию направлений для своих пассажиров за счет продажи билетов не только из Питера до какой-нибудь европейской столицы, но и дальше из этой столицы по всему миру», - считает заместитель начальника коммерческой службы ФГУАП «Пулково» Святослав Ланге.
Вместе с тем появление BSP в России может обеспечить иностранным авиакомпаниям и гораздо более широкий, чем сейчас, доступ к российскому рынку авиаперевозок. Сегодня «иностранцы» продают в России билеты на свои рейсы через собственные представительства и небольшое количество агентств. Поэтому объем перевозок ими российских пассажиров, по экспертным оценкам, невелик - всего около 10 млн. человек. Появление BSP автоматически создает в нашей стране широчайшую сеть продажи билетов на любую авиакомпанию, входящую в эту систему, и серьезно усиливает конкуренцию с российскими перевозчиками. Чьи конкретно билеты будут продавать агенты – зависит от тарифной политики, условий сотрудничества с перевозчика с продавцами и т.д. По существующей практике даже авиакомпании, не входящие в IATA, могут подписать с ассоциацией договор и продавать свои билеты на бланках BSP. Эксперты не исключают, что на рынке международных перевозок в России произойдет перераспределение доли продаж в пользу «иностранцев».
IATA пыталась вывести систему BSP на российский рынок продажи авиабилетов еще с 1995 года. Однако эти попытки до сих пор успешно блокировала Транспортная клиринговая палата (ТКП), российский конкурент BSP. И вряд ли аккредитация системы BSP в России стала возможной без каких-либо договоренностей IATA и ТКП. Но, как сообщил RATA-news председатель наблюдательного совета ТКП Сергей Ильичев, официальных переговоров между двумя структурами не было, а неофициальные «к делу не пришьешь». «Мы считаем нецелесообразным появление в России второй системы взаиморасчетов, - сказал г-н Ильичев. - Но решение об аккредитации BSP – факт свершившийся, поэтому будем искать конструктивное решение проблемы».
В принципе, сейчас практически все аккредитованные в ТКП агентства, а их более 250, аккредитованы и в IATA. Однако процедура ТКП предусматривает продажу агентами билетов на нейтральном бланке и на бланках других авиакомпаний, но не предполагает работу на бланках BSP. С другой стороны, и резолюция 810R IATA, регламентирующая порядок работы с BSP, не предусматривает существование двух систем нейтральных бланков на одном рынке. Для «легализации» BSP в России, считает Сергей Ильичев, надо провести серьезную переговорную и организационную работу, чего пока не сделано.
Тем не менее, чтобы выйти на российский рынок, BSP пошла на серьезные уступки - ей пришлось разделить отечественный рынок авиаперевозок с ТКП. На бланках BSP в России будут выписывать только билеты на международные рейсы, для внутрироссийских перевозок по-прежнему будет использоваться нейтральный бланк палаты. Кроме того, билетные агентства смогут аккредитоваться одновременно в обеих организациях и работать сразу с двумя нейтральными бланками, что в мировой практике встречается редко. Также IATA придется снять ограничения с бланков ТКП, обеспечив им доступ на международный рынок. Наконец, по данным «Коммерсанта», IATA пришлось пойти на уступки и в выборе эмитента BSP: вместо планируемого американского Ситибанка это будет российский Внешторгбанк.
Однако, как подчеркивает Сергей Ильичев, по всем этим пунктам пока существуют лишь предварительные устные договоренности между ФАВТ, ТКП и IATA. «Никакой официальной информации по вопросу введения BSP у нас нет, - говорит глава ТКП. – Процедура введения и использования бланков BSP в России не разработана. И если просто сидеть и ждать, пока кто-то что-то сделает, осенью российском на рынке продажи билетов может случиться коллапс».
По словам г-на Ильичева, в конец марта - начале апреля ТКП планирует вынести вопрос введения BSP на заседание Наблюдательного совета. Как известно, авиакомпании – участники этой системы взаиморасчетов уже неоднократно высказывались против появления в России бланков BSP. Сергей Ильичев не исключает, что заверения IATA «пойти навстречу», помогут изменить точку зрения российских перевозчиков, «но только при наличии официальной информации».
Опубликовано: 22.02.2005
Источник: RATA-news
По этой теме