Закон, который никому не помешал
Именно так оценивают последствия введения нового закона о туризме руководители крымских туристических компаний.
Напомним, что в ноябре 2003 года Президент Украины подписал закон «О внесении изменений в закон Украины «О туризме». Обсуждение и принятие этого документа буквально взбудоражило крымский туристический рынок. По мнению большинства, закон направлен на лоббирование интересов фирм, работающих на выезд, и никак не учитывает реалии внутреннего туризма. Более того, расплывчатость и неопределенность формулировок вызвали обеспокоенность со стороны российских фирм, работающих с Крымом. Однако прошло немного времени и стало ясно, что определенные положительные моменты в новом законе все-таки есть.
В первую очередь, новый закон позволил структурировать, упорядочить туристический рынок Украины. В частности, в Крыму сегодня работают около 370 туроператорских и турагентских компаний. До принятия нового закона, по данным Министерства курортов и туризма Крыма, на полуострове насчитывалось примерно 1100 субъектов предпринимательской деятельности, имеющих туристическую лицензию. В это число входили турфирмы, экскурсоводы, базы размещения. Но, мало того, любая коммерческая структура, занимаясь весьма далекой от туризма деятельностью, могла без проблем получить туристическую лицензию – на всякий случай, как говорят на Украине, щоб було.
Куда же делись две трети лицензиатов? Пошли по миру? Отнюдь. Просто теперь не требует лицензирования экскурсионная деятельность - экскурсоводы получают специальное «Разрешение на право осуществления туристского сопровождения». Не нужны лицензии и базам размещения - вместо этого они должны проходить сертификацию. Также «отсеялось» некоторое количество маленьких турфирм, работающих, как правило, с июня по август на домашнем телефоне. Но тут уж, как говорится, доля у них такая. Во всяком случае, в условиях ужесточения конкуренции, даже и без нового закона, шансов на выживание у таких «компаний» оставалось очень немного.
Наибольшие опасения о судьбе собственного бизнеса вызывали у заинтересованных лиц «страхолюдные» суммы банковской гарантии на случай банкротства: 20 тыс. евро для фирм, которые работают на въезд и на выезд, и 10 тыс. евро для работающих только на въезд. Однако опасения, что эти суммы разорят не только мелкий, но и средний турбизнес, к счастью, не оправдались. При внимательном чтении закона оказалось, что страхование банковских рисков страховыми компаниями не противоречит законодательству. Иными словами, вместо того, чтобы нести в банк от 10 до 20 тысяч запрашиваемых евро, турфирма может оплатить от 1% до 3% от этой суммы страховой компании, которая работает с турфирмами по страхованию их клиентов и готова взять на себя все хлопоты по получению желанной гарантии.
Справедливости ради следует отметить, что разделение на туроператоров и турагентов было продиктовано не законом, а жизнью. Еще за несколько лет до принятия закона крупные компании гордо именовали себя туроператорскими, теперь они получили законное право на это гордое имя. Однако следует учитывать реалии, например, крымского рынка: «химически чистых» туроператоров и турагентов здесь не существует. В зависимости от обстоятельств фирма может работать как в одном, так и в другом режиме, хотя, конечно, туроператорская лицензия дает гораздо больше возможностей.
Каковы могут быть отдаленные последствия внедрения новых правил игры на туристическом рынке Украины? Все зависит от того, какие это будут правила. Например, в марте начинается выдача разрешений экскурсоводам. Подзаконный акт, подготовленный Гостурадминистрацией Украины, ужесточает квалификационные требования к образовательному уровню экскурсоводов и гидов-переводчиков. Экскурсовод должен иметь базовое или полное высшее образование (диплом бакалавра, специалиста, магистра), гид-переводчик - только высшее образование (диплом специалиста, магистра). Кроме того, данные специалисты обязаны окончить специальные курсы экскурсоводов.
Таким образом, разделить крымский турбизнес на «агнцев и козлищ» новому закону пока не удалось. Что будет дальше – покажет время. (Вячеслав Хачатурян, редактор газеты «Терра Таврика», председатель правления ассоциации «Региональный союз туриндустрии Крыма», специально для RATA-news).
Опубликовано: 24.02.2005
Источник: RATA-news
По этой теме