Крупнейшие турфирмы России
Темпам роста туристического рынка могут позавидовать многие отрасли российской экономики. Об этом свидетельствуют данные третьего ежегодного рейтинга "50 крупнейших туроператоров России", который подготовили совместно газеты «Коммерсантъ» и «Туринфо». По сравнению с 2003 годом в 2004 году суммарный оборот 50 крупнейших турфирм России вырос на 66,7%, достигнув отметки в $1,899 млрд.
Самые заметные изменения произошли в первой десятке туроператоров. "Инна-тур", которая на протяжении двух последних лет удерживала в рейтинге первую строчку, сместилась на вторую позицию. Компания продемонстрировала одни из самых низких среди лидеров темпы роста - всего 7,4% к уровню 2003 года. Неудивительно, что ее легко обогнала группа "ТЕЗ тур", чей оборот в 2004 году составил $163 млн. против $142,86 млн. у "Инны". Надо сказать, что двухлетнее лидерство "Инны-тур" вызывало нарекания у многих участников туррынка: вот уже несколько лет она является одним из крупнейших агентов "Аэрофлота" и большая часть ее оборота приходится на долю продажи авиабилетов. Собственно туристический бизнес в "Инне" имеет второстепенное значение. Однако инициаторы опроса сознательно не требуют, чтобы "Инна-тур", равно как и другие участники туррынка, продающие авиабилеты, исключили этот вид доходов из своего оборота. Билетный сегмент бизнеса налажен практически у каждой туркомпании, и у многих фирм он неразрывно связан с сегментом туристическим.
Подвижки в десятке лидеров вызваны тем, что в этом году в анкетировании впервые приняли участие так называемые турецкие туроператоры. Основанные гражданами Турции в середине 1990-х годов, эти фирмы сегодня занимают лидирующие позиции на направлении, обслуживая значительную часть отдыхающих в Турции россиян. В рейтинг вошла крупнейшая турецкая компания "Пегас туристик", а также туроператор второго эшелона - группа компаний OTI (Coral travel/Odeon tours). Показанные ими объемы подтверждают предположения о том, что группа турецких туроператоров контролирует значительную часть российского рынка выездного туризма: обе фирмы, показавшие обороты в $124,29 млн. и $82,7 млн. соответственно, сразу же попали в десятку крупнейших компаний.
Появление туроператоров со столь значительными объемами заставило потесниться других участников рейтинга, традиционно занимавших в нем верхние строчки. Так, тройку лидеров покинула турфирма "Нева", опустившаяся с третьего на шестое место. А такие туроператоры, как "ПАК групп", "Ланта-тур вояж", "Академсервис" оказались и вовсе вытесненными из первой десятки.
Рост, который в минувшем году показали компании, вошедшие в число 50 крупнейших отечественных туроператоров, не идет ни в какое сравнение с увеличением числа выехавших за рубеж российских туристов. По данным Росстата, в 2004 году за границу с туристическими целями выехали 6,55 млн. россиян - на 15,47% больше, чем годом раньше. Между тем обороты десятки крупнейших турфирм увеличились почти в полтора раза - на 44,7%, с $0,77 млрд. до $1,13 млрд. В среднем же в 2004 году в пересчете на одну компанию участники рейтинга показали 40-70-процентный рост объемов. Так, более чем в три раза стало больше и компаний, бизнес которых перешагнул 100-миллионную отметку. В прошлом году таких фирм было всего две, а в этом - уже семь.
Впрочем, эта цифра могла быть и выше, участвуй в рейтинге больше туроператоров второго эшелона. К примеру, по данным "Туринфо", в Москве работает порядка 40 туроператорских фирм, отправляющих туристов на отдых за границу, которые до сих пор отказываются заполнять анкеты по финансовому обороту. Большинство из них в неофициальных разговорах признаются, что просто не хотят раскрывать показатели своей работы, так как до сих пор ведут черную бухгалтерию. Между тем, по оценкам экспертов туррынка, выручка каждой из этих компаний составляет минимум десяток миллионов долларов. Таким образом, можно предположить, что с учетом их доходов, которые оцениваются примерно в $500 млн., обороты российского турбизнеса в 2004 году превысили двухмиллиардную отметку.
Динамика роста лидеров туррынка за последние три года способна вызвать недоумение. Обороты большинства компаний, входящих в десятку лидеров, по сравнению с 2002 годом выросли более чем вдвое. Так, у "ТЕЗ тура" они увеличились с $67 млн. до $163 млн., у "Невы" - с $55 млн. до $109 млн., у "Натали Турс" - с $60 млн. до $115 млн., у "Интуриста" - с $64 млн. до $112,5 млн. "Туральянс" же утроил свои доходы всего за год: в 2003 году оборот компании составлял $31 млн., а в 2004-м - $96 млн. Можно найти два объяснения столь бурному росту фирм, работающих на в общем-то давно сложившемся рынке. Первое: ситуация обусловлена процессами концентрации туристического бизнеса в России, которые, как отмечают все без исключения турбизнесмены, в последние три-четыре года стремительно набирают силу. Отрыв мелких и средних туроператоров от лидеров рынка становится все более заметным. Второе: крупные компании отказываются от "серых" схем работы, постепенно "обеляя" свои доходы.
Данные рейтинга свидетельствуют, что значительная часть российского турбизнеса по-прежнему сосредоточена в Москве. Здесь работают 29 компаний из числа попавших в Топ-50. При этом на фирмы, зарегистрированные в столице России, приходится 74,9% суммарного оборота 50 крупнейших туроператоров - $1,4 млрд. Для сравнения, в Петербурге зарегистрированы лишь три туроператора, а их доля в общем обороте составляет $170 млн., или 8,9%.
Основным источником дохода туроператоров является отправка россиян на отдых за рубеж. Показательно, что именно на этот вид туризма приходится минимум 70% бизнеса участников рейтинга - более $1,3 млрд. Зарабатывают на приеме иностранцев в России, что называется, в промышленных масштабах всего три туроператора, входящих в Топ-20: ВАО "Интурист", занимающий 5-е место, «Приморское агентство авиационных компаний», находящееся на 9-м месте, а также номер 13 - компания "Академсервис". Туроператоры, занимающиеся внутренним туризмом - отправкой россиян на российские же курорты, участвовать в рейтинге в этом году в очередной раз отказались.
Опубликовано: 29.03.2005
Источник: RATA-news
По этой теме