Трагедия «Транссшоу» вновь высветила недостатки турбизнеса
Вчера был похоронен генеральный директор московской компании «Транссшоу» Валентин Ганин, скоропостижно скончавшийся 28 апреля. Следствие проверяет версию о самоубийстве Валентина Юрьевича. В посмертной записке он написал, что решение уйти из жизни было им принято в связи с серьезными проблемами в бизнесе.
Исполнительная дирекция Российского союза туриндустрии и редакция газеты RATA-news выражают глубокие соболезнования родным и близким Валентина Ганина.
***
Гибель Валентина Ганина спровоцировала очередную чрезвычайную ситуация на туристическом рынке, еще раз высветив все несовершенство российского турбизнеса.
29 апреля «Транссшоу» объявила о своей неплатежеспособности. Эта компания являлась одним из основных блочников чартерной программы на Гоа, организованной UTE Megapolus group. Заказчиком рейсов выступала «дочка» UTE – авиаброкер «Мегаполюс Авиачартер». Банкротство «Транссшоу» создало серьезные проблемы у его партнеров. Выяснилось, что блочник, закрывавший на индийской программе до 60% мест – либо собственными продажами, либо с помощью партнеров, не оплатил «Авиачартеру» рейс Москва – Гоа - Москва на 29 апреля («ВИМ-авиа»), два рейса на 30 апреля («ВИМ-авиа» и «КрасЭйр», а также два рейса на 9 мая и один на 12 мая. При этом на Гоа в этот момент находились более 600 туристов компании «Транссшоу» и ее блочников с билетами «ВИМ-авиа» и «КрасЭйра», их отдых заканчивался 30 апреля и 1 мая. Депозит, заранее внесенный «Транссшоу», покрывал менее половины стоимости вывоза такого количества человек.
В этой ситуации заказчик рейсов - компания «Мегаполюс Авиачартер» - взяла на себя финансовые обязательства по доставке туристов из Гоа в Москву, в том числе клиентов «Транссшоу» и его блочников. А для того, чтобы отвезти на Гоа туристов, купивших у блочников «Транссшоу» туры с вылетом 29 и 30 апреля, авиаброкер организовал дополнительный рейс с 30 апреля по 9 мая. При этом компаниям, имеющим подписанные договора на блоки мест с фирмой «Транссшоу», было предложено оплатить перелет по специальной цене.
Как рассказал RATA-news генеральный директор UTE Megapolus group Эдуард Кузнецов, чтобы обеспечить вывоз туристов с Гоа, компания успела за два предпраздничных дня оформить кредит на $200 тысяч. «Наши финансовые отношения с «Транссшоу», как и с другими партнерами, были только безналичные, все платежи мы всегда проводим через банк. Поэтому нам пошли навстречу и экстренно открыли кредитную линию, - говорит г-н Кузнецов. – Примерно половину полученных средств нам удалось покрыть продажей билетов на дополнительный рейс, остальное будем зарабатывать».
Итак, 29 и 30 апреля самолеты благополучно улетели за туристами. Но этим «индийские» проблемы не закончились. Исполнительный директор «Транссшоу» г-жа Шабанова своим письмом известила партнеров, что не оплачены не только рейсы, но и отели на Гоа. Причем не только те, в которых должны проживать туристы, планировавшие улететь в Индию 29 и 30 апреля, но и те, в которых туристы обанкротившейся фирмы уже находились. Таковых оказалось примерно 200 человек, размещенных в 18 отелях. Некоторых из них ждали весьма серьезные испытания: несколько гостиниц объявили, что не выпустят постояльцев, проживание которых не оплачено.
«В ночь с 29 на 30 апреля рейсом «ВИМ-авиа» из аэропорта Гоа вылетали 50 туристов «Транссшоу». И наши представители на курорте сообщили, что люди прибыли в аэропорт в полуобморочном состоянии, потому что буквально с боем вырывались из отелей, - рассказывает директор по туризму UTE Megapolus Ксения Огиенко. – Дело доходило до того, что вызванные гостиницами полицейские пытались разобраться с туристами с помощью дубинок. Узнав об этом, мы постарались сделать все возможное, чтобы остальные 150 клиентов «Транссшоу» не столкнулись с подобными проблемами».
Примечательно, что препятствовали выезду туристов чаще всего отели 2-3*, иногда 4*. А вот Park Hayatt 5*, например, узнав о трагедии в Москве, не предъявил своим постояльцам никаких претензий и предоставил бесплатный трансфер в аэропорт. Очень помогла индийская туристическая компания Le Passage, также организовавшая бесплатную доставку россиян в аэропорт. Один из руководителей фирмы Minar travel – мистер Дуггл – методично звонил по отелям, убеждая их не препятствовать выезду постояльцев. Очень большую работу проделал партнер UTE Megapolus – компания SITA travel, разъясняя гостиницам незаконность их действий.
Ксения Огиенко попросила через RATA-news поблагодарить пятерых представителей UTE Megapolus на Гоа, которые денно и нощно отслеживали ситуацию с выездом туристов из гостиниц.
И отдельное спасибо туроператор выражает Семену Кушвахе, индийцу, живущему в Москве и возглавляющему туристическую компанию «РусИндТревел». Узнав о происходящем на Гоа, Семен Иванович позвонил в UTE и предложил свою помощь. На Гоа в этот момент находилась корпоративный директор UTE Татьяна Авилова, сопровождавшая ознакомительный тур. Она выясняла, какие отели не выпускают туристов, и сообщала г-ну Кушвахе, который тут же связывался с влиятельными людьми в Индии, чтобы решить проблему.
«Нам помогали фирмы и люди, которые формально не имели никакого отношения к клиентам «Транссшоу», - говорит Ксения Огиенко. – При этом принимающая компания – Travel Corporation of India (TCI), зная, что туристы еще в Москве оплатили свое проживание на Гоа, и согласившаяся работать с «Транссшоу» в долг, явно была на стороне отелей. По нашим сведениям, за незаконные действия по отношению к иностранным туристам в Индии рассматривается вопрос о лишении компании TCI лицензии на туристическую деятельность».
К сожалению, не поддержало сограждан и российское консульство в Мумбае. На звонки туристов и представителей UTE там отвечали, что помочь ничем не могут.
Тем не менее, все туристы улетели с Гоа в срок: тремя рейсами 30 апреля и 1 мая было вывезено 600 человек.
«Для нас все происшедшее – очень тревожный сигнал, - сказал в беседе с корреспондентом RATA-news Эдуард Кузнецов. – Думаю, все участники этой истории должны, наконец, задуматься: работать так, как принято в российском турбизнесе – в последний момент, в долг, на доверии и бесконечных взаимозачетах – нельзя. Да, нашей компании удалось справиться с возникшей проблемой самостоятельно, и это говорит о том, что российский турбизнес крепнет, обретает силу. И все же совместно с отраслевыми общественными организациями мы должны тщательно проанализировать эту ситуацию и сделать самые серьезные выводы». (Ирина Тюрина, RATA-news)
***
Еще одна чартерная программа, консолидатором которой выступала компания «Транссшоу», - на Марокко (Агадир) - будет реализовываться в запланированном ранее объеме. Так решили в пятницу 29 апреля на общем собрании блочники этого рейса – «Спейс Тревел», «Готур», «Фламинго», «Каскад», «Ванд Интернешнл», «Коллаж» - несмотря на связанные с этим определенные финансовые и организационные трудности.
Консолидировать программу теперь будет «Спейс Тревел», и все договоры подписываются на его имя. Как и планировалась раньше, сообщил заместитель генерального директора этой компании Дмитрий Новиков, цепочка стартовала 30 апреля на Боинге-767 «КрасЭйра» из «Домодедово» и продлится до 3 сентября. Вылеты каждые 10 дней. В середине июля ее дополнит вторая цепочка, рассчитанная до ноября. Она, скорее всего, будет выполняться на Ил-86 «Аэрофлота».
Как оказалось, компания «Транссшоу» оплатила только рейс 30 апреля, а следующий, 11 мая, по словам представителей «КрасЭйр», - нет. Блочникам пришлось внести деньги за второй рейс повторно. Кроме того, блочники, естественно, потеряли также депозиты, внесенные ими за эту цепочку в «Транссшоу». Таким образом, убытки составили в среднем по $800 с туриста.
Рано утром 1 мая рейс «КрасЭйр» благополучно вылетел в Агадир. В числе пассажиров были 14 туристов «Транссшоу», за отдых которых агентствам пришлось заплатить второй раз, но уже другому туроператору. (Светлана Ставцева, RATA-news)
Опубликовано: 03.05.2005
Источник: RATA-news
По этой теме