ТУРИЗМ ПОМОЖЕТ СЛЕЗТЬ РОССИИ С НЕФТЯНОЙ ИГЛЫ
мире в туротрасли занято около 50 млн человек, она составляет 30% от всей сферы услуг. Основные экономические державы во многом обязаны своим процветанием туризму. По итогам прошлого года, в первую десятку стран с наибольшими суммами расходов граждан на туризм входят практически все государства «большой семерки»: США ($1244 млрд), Япония ($407 млрд) и другие.
Уровень занятости населения в сфере туризма – очень важный показатель для экономики. По расчетам Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), одно рабочее место в туристской сфере ведет к появлению не менее 20 рабочих мест в сопутствующих отраслях. По оценке WTTC, в нынешнем году спрос на туруслуги в России вырастет на 3,3%. Сегодня мы находимся на 14-м месте в мире по расходам граждан на эти цели (около $87 млрд). Отрасль генерирует около 9% ВВП страны и более 5 млн рабочих мест.
Падение турпотока было предсказуемо
Это статистика международная. С собственной у нас проблемы: нет единого центра, способного адекватно оценивать въездные турпотоки. Есть оценки пограничников относительно воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта и показатели Росстата. По данным Федеральной пограничной службы, в прошлом году число въехавших в Россию иностранцев сократилось на 19,2%. На текущий год участники рынка прогнозируют продолжение падения еще на 20%. По мнению аналитиков, причинами такой ситуации являются рост цен на все виды турпродуктов, теракты, слабое продвижение российского туррынка за рубежом, серьезное отставание в развитии инфраструктуры. Еще один важный фактор – отсутствие понимания экономической важности туризма на федеральном уровне. За последние 10 лет руководство отраслью неоднократно реформировалось, объединялось и разделялось со спортом и физической культурой. Совсем недавно Владимир Путин подписал указ, исправляющий неуклюжий результат административной реформы. Образовано самостоятельное Федеральное агентство по туризму.
К числу острых проблем я отнес бы и предстоящую отмену лицензирования туроператорской деятельности. Слава богу, под давлением бизнес-сообщества отмена лицензирования деятельности турагентств отодвинута до 1 января 2006 г. За это время должен быть принят, наконец, федеральный закон «О саморегулируемых организациях». Что позволит ввести вместо лицензирования механизм профессиональной ответственности и взаимного контроля. Хотя, честно говоря, как механизм будет работать, пока никто сказать не может. До конца года в Госдуму должен быть внесен и проект закона «О туризме», где будут прописаны принципы государственного регулирования и саморегулирования отрасли. По обоим проектам огромное количество поправок, впереди большая работа по их согласованию.
Так что основания для пессимистических оценок есть. Правда, по мнению ряда участников рынка, это отражение цикличности спроса и предложения. Дело в том, что с 2000 года в секторе въездного туризма отмечался постоянный рост. И теперь по законам рынка его должен сменить 3–4-летний спад. В результате корректировки ценовой политики Россия рано или поздно вновь обретет туристскую привлекательность для наших основных партнеров.
Российская столица стоит особняком
Московские власти и лично мэр Москвы Юрий Лужков уже много лет уделяют серьезное внимание развитию туротрасли. В столице создан специальный Комитет по туризму, который возглавляет энергичный и целеустремленный человек – Григорий Антюфеев. По его инициативе правительство Москвы утвердило Комплексную программу развития туризма на период до 2010 года. Главная цель программы – создание условий для превращения индустрии туризма в ключевую отрасль экономики города, появление новых рабочих мест, увеличение доходов в городской бюджет и выход Москвы в число ведущих туристских столиц мира.
В результате поток иностранных туристов в Москву растет. Если семь лет назад в городе побывало около миллиона иностранцев, то в прошлом году – уже 2,9 млн. И это только по данным пограничной службы на воздушном транспорте. Комитет по туризму ведет мониторинг ситуации по въездному туризму. Открыт крупнейший в России Туристский информационный центр с интернет-порталом. Социальный портрет «среднего» интуриста в Москве таков: 53% гостей – мужчины в возрасте 42 лет, средняя сумма затрат составляет 23,5 тыс. рублей. Недавний опрос показал, что число довольных культурной программой, контактами с москвичами, покупками увеличилось на 7%. Этому могут быть порой самые прозаические объяснения. Так, по инициативе Комитета по туризму в городе установлены 3 тыс. указателей с дублированием русских названий на латинице, 500 световых карт на 4 языках, а в службе «02» теперь есть англоязычный дежурный оператор. Но может быть, еще более важна работа комитета по созданию единого информационного туристского пространства России. По поручению мэра Москвы еще в 2003 году создан всероссийский Координационный совет «Регионы России – Московское соглашение», который объединяет сегодня 43 субъекта Федерации.
Без инфраструктуры нет движения вперед
В заключение хотел бы затронуть тему делового туризма, поскольку ММБА является организатором и участником большого количества международных конференций и форумов. По оценкам аналитиков, сегодня доля деловых путешествий составляет в России 10–15% от общего турпотока. Тогда как в мире она оценивается в 20–25%. Но темпы экономического роста и повышение инвестиционной активности в России могут стать серьезным импульсом для дальнейшего развития этого сегмента. По данным Международной конгрессной ассоциации, в пятерку ведущих городов мира в области делового туризма входят Вена, Барселона, Сингапур, Стокгольм и Лиссабон. К сожалению, Санкт-Петербург и Москва занимают в этом списке 87-е и 88-е места соответственно.
В России и в Москве проблема развития инфраструктуры гостеприимства стоит очень остро. Однако надо помнить, что гостиничный бизнес начинает развиваться тогда, когда более быстродоходные для инвесторов ниши уже достаточно плотно заняты. Сегодня мы подошли к этому порогу. В Москве, в Санкт-Петербурге, в целом ряде регионов начинается активная деятельность по созданию нового гостиничного сектора. Как только появится конкуренция, турпродукт под названием Москва и Россия сразу приобретет еще большую привлекательность.
Опубликовано: 25.07.2005
Источник: tpnews.ru/
По этой теме