АЛЕКСАНДР БОГОМОЛОВ, ИРИНА ВЛАСОВА, АЛЕКСЕЙ ТЕРЕХОВ
В этом году российские черноморские пляжи победили курорты Турции, Египта и Туниса. Рекордную высоту взяли, правда, количеством. Так, Краснодарский край уже посетили свыше 7 млн. человек, а к концу сезона эта цифра, по прогнозам специалистов, возрастет до 10 млн., что на 25% больше, чем в прошлом году.
Феноменальный успех объясняется исключительно субъективными причинами – например, наши люди до сих пор боятся покидать пределы Родины. Но если хозяева российских курортов не закрепят успех и не возьмутся за улучшение незатейливого сервиса, ситуация может кардинально измениться. Ведь по соотношению «цена-качество» наши курорты уже давно проигрывают и Турции, и Египту, и Тунису.
Туристический бизнес на Черноморском побережье России развивается поистине бешеными темпами. Вдоль всей линии прибоя денно и нощно стучат молотки: строители возводят частные гостиницы. Задача не из легких, на минимуме площади разместить максимум «коммерческой недвижимости» – номеров для приезжающих на юг соотечественников. Три, четыре, даже пять этажей – хозяева надеются втиснуть туда как можно больше комнат. Игра стоит свеч, с каждым годом на море приезжает все больше отдыхающих. В 2003 году, например, в Краснодарском крае отдохнули около 6 млн. человек, в 2004-м – 7,1 млн. человек. Данных этого года пока нет, но уже ясно, что цифра будет намного больше.
Постичь логику туристического рынка на российском побережье Черного моря невозможно. Он живет по каким-то своим, неведомым законам. Поездка на российский юг для семьи из трех человек на две недели обойдется (с учетом билетов) тысячи в полторы долларов. Это если брать по минимуму, без столь приятных на отдыхе излишеств. В лучшем случае удобства в номере. Кондиционер, сауна, бассейн, шведский стол, спортивные площадки – все это за отдельную и очень высокую плату. Бесплатного нет ничего. Так, в Анапе в парке аттракционов даже на искусственных пластиковых водопадиках, присобаченных к стенкам уличных кафе, висит гордая бумажка: «Снимок у водопада на ваш фотоаппарат – 10 рублей». Тут же вспоминается незабвенный Провал Ильфа и Петрова, тем более что к водопадикам тянутся очереди из тех, кто жаждет запечатлеть себя на фоне водопроводных струй.
Участники туристического бизнеса крайне неохотно рассуждают на тему взвинченных цен и низкого уровня сервиса. В охотку идут лишь рассказы о беспределе чиновников и бандитов. Объяснить, почему фрукты на местных рынках стоят в полтора-два раза дороже, чем в Москве, не может никто. Хозяев всевозможных «приютов усталого туриста» понять можно. Спрос сейчас значительно превышает предложение: все номера в пансионатах, домах отдыха и частных гостиницах забиты отдыхающими согражданами. А если они готовы платить столько, зачем снижать цены? Вот и выходит, что средний доход с отельчика средней руки (30–35 номеров) в один из «горячих» месяцев составляет от 30 до 60–70 тыс. долларов.
Но все же главная загадка Черноморского побережья – почему сюда все же едут люди? Переплачивая в два раза по сравнению с той же Турцией? Ютясь среди окурков и кукурузных объедков на пляже? Плавая в кишащем хищными аквабайками море? По полчаса ожидая болтающего с приятелями официанта в кафе?
Ответить на эти вопросы не смог ни один из специалистов в области туризма, опрошенных «Новыми Известиями». В основном все они сводились к неким предположениям и догадкам, ведь ни одного серьезного исследования предпочтений российских курортников до сих пор – и это тоже странно – не проводилось.
«Многие едут на наш юг просто по привычке, приобретенной еще в Советском Союзе, – сказал «НИ» пресс-секретарь Федерального агентства по туризму Сергей Синицын. – У нас в стране также осталось много «невыездных». Кто-то пасует перед языковыми проблемами, у некоторых вообще боязнь заграницы, свой внутренний железный занавес».
«Очень много людей не смогли оформить загранпаспорт, – сказала «НИ» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Люди просто не хотят стоять в очередях».
Еще одна причина популярности российских курортов – ничем не подкрепленная уверенность туристов, что отдых в Анапе обойдется дешевле, чем в Анталье. «И таких людей практически невозможно переубедить в обратном, – рассказала «НИ» менеджер одной из крупных московских туркомпаний Юлия Рыбакова. – Они просто отказываются верить, что с учетом билета на самолет, а по России летают только регулярные рейсы и это стоит значительно дороже турецкого чартера, отдых в пансионате уровня трех звезд обойдется в среднем в два раза дороже аналогичного отдыха в Турции или в Египте».
В то же время эксперты легко объяснили неоправданно высокие цены на отдых в Краснодарском крае. Главная причина – дефицит мест и отсутствие конкуренции. «Гостиничная застройка на Черноморском побережье идет очень медленными темпами в масштабах страны, – сказала «НИ» Ирина Тюрина. – Причин несколько, но основная – нестабильность инвестиционного климата. Люди предпочитают вкладываться в строительство жилых домов, потому что прибыль практически моментальная и гарантированная. Гостиница может начать приносить прибыль лет через десять. А у нас неизвестно, что будет в ближайшее время, вот мало кто и рискует ввязываться в гостиничный бизнес».
То, что высокие цены держатся исключительно на дефиците, подтвердили и туроператоры. «Очень много запросов на элитный отдых, так что на всех желающих не хватает мест, – рассказала «НИ» сотрудница одного из крупнейших туроператоров Виолетта Тарасова. – С чем связан такой ажиотаж, честно говоря, сказать трудно. Возможно, всему виной изменения в системе выдачи загранпаспортов. Многие, чтобы избежать проволочек в оформлении документов, решили ехать на российские курорты».
Парадокс популярности заключается еще и в том, что наши курорты просто не могут конкурировать с заграничными. «На 1500 долларов на двоих в России практически нереально получить тот же набор удовольствий, что в Турции или в Египте, – сказал «НИ» эксперт информационной службы Банко Дмитрий Даниленко. – И инфраструктура проигрывает. Если за границей на территории отеля есть практически все, что нужно для отдыха, то у нас таких гостиниц пока единицы».
В то же время в администрации Краснодарского края уверяют, что к ним едут исключительно из-за низких цен. «Приезжайте к нам, походите по отелям, частному сектору, и вы увидите, что цены туроператоров и цены здесь – это, как говорится, две большие разницы, – заявил «НИ» пресс-секретарь департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Александр Левченко. – Я бы не сказал, что у нас сильно высокие цены. Персики на рынке стоят 50 рублей, яблоки 20. Я сам вчера ходил. Вот за жилье частники действительно дерут втридорога, но и с этим мы боремся. Наценку обычно назначают посредники, от них мы всячески стараемся избавиться».
Но популярность российских курортов, не подкрепленная реальной конкуренцией, может сыграть с ними злую шутку. Все завоевания падут перед постоянно увеличивающимися ценами.
«У российской туриндустрии было три шанса. Первый – дефолт 1998 года, когда у людей не было денег, второй – 11 сентября 2001 года, когда люди просто боялись летать, и 2003 год – война в Ираке, тогда тоже обстановка была крайне неблагоприятной, – отметила Ирина Тюрина. – И надо сказать, что наша туриндустрия этими шансами воспользовалась. Поток туристов на черноморском направлении с каждым годом только увеличивается. Но обстановку в целом нельзя назвать безоблачной. Вместе с увеличением числа туристов растет и стоимость внутреннего турпакета. Только за последний год она поднялась на 25%. На это влияет и рост цен на бензин, и инфляция, и возросшая стоимость пассажирских перевозок. И если эта тенденция сохранится, то все, что было завоевано за последнее время, просто рухнет и народ опять потянется к той же самой Турции. Ведь цена турпакета если и не снижается, то, по крайней мере, не так сильно дорожает».
Опубликовано: 02.08.2005
Источник: news.tourua.com
По этой теме