Турсезону в Крыму помешали повышение цен и смена власти
Туристический рынок подводит предварительные итоги летнего сезона на крымских курортах. По мнению опрошенных RBC daily игроков, он был не таким активным, как предыдущий.
В прошлом году спрос на отдых в Крыму был едва ли не зашкаливал: как говорят участники рынка, плотность туристов в курортных городах была такая же, как в Москве в часы пик. Всего за сезон на полуострове побывало около 6 млн туристов. Местные туристические компании даже опасались делать прогнозы на сезон-2005, поскольку столкнулись с дефицитом мест не только в гостиницах и пансионатах, но даже на пляжах и набережных. Фактически Крым в прошлом году работал на пределе своих туристических возможностей. В этом же году игроки рынка склонны говорить даже не о падении спроса как такового, а о необходимой полуострову передышке. Впрочем, не слишком активный спрос на отдых на местных курортах в мае-июне, вызванный удорожанием путевок, несколько подпортил начало сезона. Тем не менее к июлю ситуация нормализовалась.
«Этот сезон оказался для крымского направления более спокойным, – прокомментировал RBC daily ситуацию директор группы компаний «СНП» Андрей Головин. – Хотя по ценам Крым почти догнал Сочи, а доля российских туристов, по нашим подсчетам, сократилась на 20%. Впрочем, «диких» туристов, которые едут на отдых самостоятельно, меньше не стало». Также комментируют ситуацию и в других компаниях. «Сейчас глубина продаж показывает, что сезон в целом прошел неплохо, – рассказала RBC daily заместитель гендиректора компании «Роза ветров» Елена Воеводина. – Опасения вызывали май и июнь, причем не столько из-за успеха в прошлом году, сколько из-за того, что рассчитывали на большее».
Как отметил г-н Головин, результаты летнего сезона во многом зависят и от политической ситуации, сложившейся в Крыму. Сейчас там больше озабочены вопросами кадровых перестановок в коридорах власти, нежели реальным положением дел в туристической сфере. В частности, на особом внимании сейчас оказались пансионаты, которые Украина возвращает себе по причине «неправильной» приватизации. «Все произошедшие изменения в налоговом законодательстве Украины привели туристический рынок в ступор: отмена нулевой ставки НДС удорожила путевки на 20%. И шок от этого на рынке до сих пор заметен, – прокомментировал директор Фонда содействия экономических и гуманитарных связей «Москва-Крым» Андрей Семененко. – Кроме того, туристический бизнес Крыма обособлен от всех остальных областей страны. Поэтому смена власти значительно повлияла на его инвестиционную привлекательность: например, сегодня отменены инвестиционные льготы, в том числе утратил силу закон о зонах особого развития».
Впрочем, наряду с этими мерами Украина предпринимает шаги по обновлению крымской туристической отрасли. Недавно на выездном заседании кабинета министров Украины была рассмотрена государственная программа «Морской берег Крыма» на 2006–2016 гг. В ее рамках предполагается активное развитие гостиниц, пансионатов и мини-отелей, а также реструктуризация въездного туристического потока на полуостров. Результатом реализации этой программы должно стать увеличение числа туристов с неполных 6 млн до 8-10 млн человек, а также увеличение доходов от отрасли в четыре раза. Надо отметить, что цифра в 10 млн человек, видимо, является особо притягательной для чиновников от туризма: например, власти Краснодарского края намерены добиться точно такого же результата, но уже в этом году.
Пока что ни у тех, ни у других достичь этого показателя не получается. А участники туристического рынка не ждут от предстоящих двух сезонов каких-либо изменений. «Я полагаю, программа, которую обсуждал кабмин, на сегодняшний день - лишь декларация намерений, хотя сама по себе она разумна, – считает Андрей Головин. – Последующее развитие событий будет определяться политической ситуацией. Думаю, ближайшие два сезона не будут отличаться слишком активным спросом на Крым. Сезон следующего года будет хуже нынешнего, но это может оказаться даже полезным, ведь участникам рынка нужны качественные сдвиги. Количественные, судя по прошлому году, мы уже получили».
«Падение спроса может составить еще 10%, – считает г-н Головин. – Но в целом все будет зависеть от результатов выборов в марте следующего года. Главное, что Крым оценил свои возможности, туристический поток туда значительный. И о кардинальном ухудшении пока речи не идет». Такого же мнения придерживается и Елена Воеводина из «Розы ветров». «Если общая обстановка, ценовая политика в Крыму будут направлены на развитие туризма и привлечение отдыхающих из России, необходимые показатели могут быть достигнуты».
Опубликовано: 09.08.2005
Источник: Turist.ru
По этой теме