Литва отсекает въездной турпоток из российских регионов
Вчера в литовском посольстве в Москве советник по консульским вопросам Саулюс Кашуба объявил туроператорам условия переаккредитации фирм. Напомним, что о самом факте скорой переаккредитации руководителям компаний было сообщено на аналогичной встрече в посольстве 1 февраля. Решение о предоставлении аккредитации будет выноситься в течение 60 дней с момента подачи документов. В переходный период – с 3 апреля до 1 июня 2006 года - будут действовать прежние условия сотрудничества с посольством.
Перечень документов, необходимых для переаккредитации, еще на предыдущей встрече вызвал у туроператоров неоднозначную реакцию и стал поводом для жаркой дискуссии Но если тогда турфирмы верили, что к моменту официального объявления этого списка их мнение будет учтено, то после вчерашней встречи все надежды рассеялись. Остались только сомнения – есть ли вообще смысл работать с Литвой?
Например, в пакет документов на переаккредитацию должна войти справка «о регулярной уплате налогов». Туроператоры еще 1 февраля пытались объяснить присутствовавшему тогда директору Консульского департамента МИД Литвы Вайдотасу Вербе, что российские турфирмы платят различные налоги, и справок с такой расплывчатой формулировкой налоговые инспекции не выдают. Г-н Верба обещал уточнить формулировку, но в окончательном списке она не изменилась.
Кроме того, условием аккредитации является обязательство туроператора оплачивать расходы на возвращение туриста в Россию в случае его депортации.
Еще одна проблема – курьеры, которые будут сдавать паспорта в консульство. Анкета, которую необходимо заполнить соответствующему сотруднику турфирмы, создает впечатление, что его берут на работу, как минимум, в качестве дипломата. Литовцев интересует не только семейное положение и образование, но и учебные заведения, которые курьер когда-либо посещал, даже не закончив, а также предыдущие места работы и причины увольнения. Но проблема не в этом. Турфирмы имеют право оформить для заноса документов в консульство не более двух своих сотрудников, причем каждая кандидатура, как и собственно компания, претендующая на аккредитацию, будет проверяться в течение 60 дней. При известной текучке курьерских кадров эти условия могут создать оператору серьезные трудности. На вопрос, что делать фирме, если один курьер уволился, а второй заболел, г-н Кашуба: ответил: «Приостановить свою работу с Литвой». Неплохой совет, особенно для высокого сезона.
Но это все, так сказать, цветочки. Самое большое недоумения вызвало требование об обязательном предоставлении оператором оригинал (с возвратом) и копию договора с каждым клиентом, документы которого подаются на визу. Даже если тур продается через агентство! Этот пункт, опять же, бурно обсуждался на встрече в посольстве 1 февраля, но, как вчера выяснилось, безрезультатно. «Агентскую» проблему консул Литвы «решил» очень просто: любая региональная компания может получить аккредитацию и напрямую сдавать документы своих клиентов.
Даже если оставить в стороне рассуждения о смысле туроператорской деятельности, все равно на пути выполнения этого требования возникает еще, как минимум, два барьера. Во-первых, для получения аккредитации в посольстве Литвы фирма, помимо всего прочего, должна предоставить «заверенную нотариусом копию договоров с зарегистрированными в Литве организаторами поездок или иными поставщиками туристических услуг». Российское агентство вряд ли сможет это сделать, поскольку, согласно действующему закону «Об основах туристской деятельности», оно имеет право только продвигать и продавать турпродукт, а функции по формированию пакета возложены на туроператоров. Иными словами, у турагентства нет юридических оснований для заключения договоров с зарубежными компаниями. Но, во-вторых, даже если у какой-нибудь, например, ханты-мансийской фирмы помимо турагентской есть и туроператорская лицензия, это совсем не значит, что в ее планы входит поиск партнера в Литве, аккредитация при посольстве и оформление московского курьера с двухмесячным сроком проверки – чтобы, в результате, отправлять в эту страну 5-6 туристов в год.
Смысл нововведения консул толком объяснить не мог, повторяя лишь, что это не его решение и порядок одинаков для всех стран. Однако же в бессмысленности требования справки «о регулярной уплате налогов» туроператоры его убедить смогли, и г-н Кашуба согласился заменить ее нотариально заверенной копией свидетельства о постановке фирмы на налоговый учет. Внял г-н Кашуба и утверждениям о невозможности заключения отдельного (!) договора с каждым участником корпоративной поездки, когда заказчиком тура является юридическое лицо. Кстати, он признал, что за последние два года у них было только два случая депортации российских туристов из Литвы. Но в абсурдность требования относительно клиентов, покупающих туры в агентствах, так и не поверил. Таким образом получается, что с лета нынешнего года на отдых в Литву смогут выезжать жители только тех городов, где есть аккредитованные при консульстве туроператоры, а это Москва, Санкт-Петербург и Калининград. На этом фоне весьма странно выглядит недавнее заявление генерального директора Департамента по туризму Литвы Альвитиса Лукошевичюса о том, что Россия входит в число приоритетных рынков с точки зрения въезда, «российская» часть рекламного бюджета постоянно увеличивается и в следующем году составит уже более 1,5 млн. литов.
На «недружественность» литовской визовой процедуры российский турбизнес сетует давно. Например, и в Москве, и в Калининграде в консульствах нет отдельного окошка для приема документов от турфирм, курьеры стоят в общей очереди. Поводом для отказа в визе может стать малейшая ошибка в анкете, исправить которую легко с помощью одного телефонного звонка, как, например, делает консульство Эстонии. В консульстве в Калининграде на прием документов от турфирм отведено всего 45 минут в день. По этой причине местные компании утратили возможность оперативной комплектации групп на краткосрочные поездки в Литву туристов, отдыхающих в Калининградской области. И в результате переориентируют клиентов на Польшу, предоставляющую максимально облегченный визовый режим.
Вчера в разговоре с корреспондентом RATA-news московские операторы признавались, что при таком отношении да еще со столь абсурдными требованиями работа с Литвой теряет всякий смысл. Говорили они об этом с большим сожалением, поскольку собственно страна замечательная и для отдыха, и поездок на лечение, там активно развивается инфраструктура и очень хорошо относятся к туристам из России.
Кстати, в 2005 году въездной поток из России в Литву показал прекрасный рост – почти 33%, в этой стране отдохнули более 44 тыс. наших туристов. Видимо, в 2006 году с такой динамикой придется попрощаться. (Ирина Тюрина, RATA-news)
Опубликовано: 20.03.2006
Источник: RATA-news
По этой теме