Турбизнес Санкт-Петербурга: прогноз на будущее
Вышел в свет второй выпуск «Турбарометра» Комиссии по въездному туризму Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии, посвященный ситуации на рынке въездного туризма Санкт-Петербурга. В его подготовке принимали участие около ста предприятий городской сферы туризма. Среди них 25 турфирм, членов Комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ, 14 отелей от 3* до 5*, 6 мини-отелей, 7 крупных музеев, эксперты сферы туризма.
Во вступительной части большого аналитического материала приводятся статистические данные Всемирной туристской организации и прогноз спроса на туристические услуги Северо-Западного региона России, подготовленные экспертами проекта ТАСИС «Развитие туризма в Северо-Западном регионе России». Здесь же можно узнать численность прибывших в Северо-Западный регион иностранных граждан в 2000-2005 годах, а также данные по странам-поставщикам туристов, наиболее активно посещающим регион и по морскому круизному туризму в Санкт-Петербурге.
Первая часть основного материала «Турбарометра» посвящена оценке 2005 года в части въездного туризма в Санкт-Петербург, вторая – прогнозам на 2006-й год. Всего участники опроса ответили на 18 вопросов.
По мнению большинства, результат 2005 года для въездного туризма был ожидаемым и больших сюрпризов не преподнес. Его главная отличительная черта – спад турпотока на 25-30%, связанный с ростом цен на основные услуги без изменения качества сервиса, в результате чего совокупная стоимость питерского турпакета оказалась слишком высокой. В тоже время многие респонденты отметили положительную динамику роста делового туризма, который отчасти компенсировал провал экскурсионного. В целом позитивно прошедший год оценили 29,4%, отрицательно – 47%.
Что касается прогнозов на 2006 год, то 50,9% опрошенных считают, что ситуация улучшится и наметится определенный рост. Ситуация усугубится, падение продолжится – так думают 23,5%. О сохранении ситуации на уровне прошлого года говорили 21,5%.
Большинство опрошенных уверены, турпотоки останутся приблизительно на том же уровне, но с точки зрения проведения конгрессов, конференций, международных мероприятий могут значительно подрасти. Тенденция увеличения доли делового туризма сохранится в связи с увеличением количества общественных мероприятий, проводимых в городе. Многие делают ставку на внутренний рынок.
Вице-президент СЗРО РСТ Сергей Корнеев, комментируя полученные результаты, сделал вывод о высоком потенциале, который сохраняется у Санкт-Петербурга. Среди позитивных тенденций – рост турпотока в низкий сезон. Согласно данным восьми крупнейших отелей Санкт-Петербурга, участвующих в программе «Белые Дни», в ноябре-январе 2005 года в Петербург приехало на 5-7% больше гостей, чем в предыдущем. Если же сравнивать с 2002 годом, то эти показатели увеличились в среднем на 24-25%. И в первую очередь увеличилось количество индивидуальных посещений. Если четыре года назад зимой петербургские отели были заполнены только на 30%, то теперь уже – почти на 50%.
В рамках реализуемой СЗРО РСТ программы «Петербургский вояж - Белые Дни. Открытый город», зимний Петербург посетили около десяти групп туроператоров и журналистов из разных стран. Все они сошлись во мнении, что зимой Санкт-Петербург может быть даже более привлекателен, чем летом.
В настоящее время ситуация по въездному туризму в Санкт-Петербурге находится, как считает г-н Корнеев, на весах. По его мнению, возможны два сценария развития: либо резкое увеличение турпотока, либо застой. Конечно, все участники турбизнеса Санкт-Петербурга заинтересованы в первом варианте. А для этого крайне важно, уверен Сергей Корнеев, четко сработать в предстоящем сезоне. Большим шагом вперед стало понимание со стороны гостиниц. На прошлогоднем заседании Комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ руководители ключевых гостиниц города заверили своих партнеров, что не намерены поднимать цены. Комиссия предложила всем туристским предприятиям определять цены на будущий год и заключать договоры как можно раньше, то есть летом. Городу необходимо как минимум три года стабильности в ценах и создание современных механизмов совместной работы всех заинтересованных структур.
Хорошо, что Санкт-Петербург становится центром делового туризма. Категории туристов делового сегмента тратят большие деньги. Если в среднем обычный турист тратит $100-150 в сутки, то бизнес-турист – $ 500 и выше. Судя по всему, меняется структура спроса по Санкт-Петербургу – от дешевых туров к дорогостоящим. Однако, рассуждает далее вице-президент СЗРО РСТ, северная столица пока еще не стала по-настоящему городом VIP-туризма, но начала терять ту почву, которая кормила ее долгие годы. Это касается туристов эконом-класса, то есть среднего российского гражданина, школьников, студентов. Да и основу успеха «Белых ночей» составляют европейские пенсионеры, которые очень трепетно относятся к изменениям цены. Весь опыт бизнеса показывает, что основные капиталовложения делаются как раз на массовом продукте.
Еще одна тенденция, по словам Сергея Корнеева, выразилась в том, что город стал терять поток из близлежащих стран, за счет более конкурентоспособных предложений Риги, Таллинна, Праги, Будапешта. Иностранные туристы все чаще выбирают их. С другой стороны, Питер привлекает туристов из дальних регионов. Для них разница в цене между Прагой и Санкт-Петербургом за счет авиаперелета теряется.
Хорошо, подытожил г-н Корнеев, что мы открываем новые перспективные развивающиеся рынки Юго-Восточной Азии. И плохо то, что они более уязвимы за счет внешних угроз, и то, что мы теряем соседние более надежные рынки, тем самым лишая себя потенциала стабильности.
Опубликовано: 22.03.2006
Источник: RATA-news
По этой теме