Инвестиционный климат Байкальского региона
Интерес к региону со стороны туристов с каждым годом возрастает все больше, что подтверждается ежегодным приростом числа туристов на 20-30%. В прошлом году прибайкальский регион посетили около 280 тыс. российских граждан и более 39 тыс. иностранных гостей.
Между тем недостаточно развитой остается туристическая инфраструктура. Из-за высокого спроса на текущий сезон практически все объекты размещения гостей уже расписаны. В большей степени эта проблема касается Иркутска и поселка Листвянка. В прошлом году, в самый разгар сезона, из-за отсутствия гостиниц и баз в приеме было отказано почти двум тысячам гостей.
Традиционный подход к вопросу привлечения туристских инвестиций заключается в рекламе имеющихся турпродуктов или продвижении проектов с целью привлечения дополнительных средств для их реализации. В регионе на протяжении ряда лет предпринимаются попытки реализации крупного, социально и экономически значимого инвестиционного проекта (гостиничный и туристско-развлекательный комплекс на Байкале, горнолыжный курорт в Листвянке и др.). По ряду причин объективного и субъективного характера, вокруг указанных проектов никак не может сложиться устойчивый альянс стратегических инвесторов. Как правило, именно земельным отношениям отводится роль основного системообразующего фактора и экономического механизма, обеспечивающего эффективность инвестиций, их окупаемость и баланс интересов инвесторов.
Самыми высокими в ценовой ротации рекреационных направлений по-прежнему остаются земельные участки в поселке Листвянка. Как известно, Листвянка, расположенная на берегу озера Байкал, пользуется большим интересом туристов, а потому местные земли активно скупаются для строительства гостиниц и ресторанов с широким спектром дополнительных услуг, доступных круглогодично. На весну 2006 года минимальная цена предложения составляла 42 тыс.руб./сотка, максимальная – 93 тыс.руб./сотка. По сравнению с 2003 годом рост цен на землю в поселке составил в среднем 63%. Примечательно, что еще в 2004 году земельные участки здесь почти не выставлялись на продажу. Можно предположить, что собственники использовали это время для развития инфраструктуры поселков, при этом справедливо ожидая роста цен на рынке недвижимости.
Следующие по привлекательности на Байкальском тракте после Листвянки – поселки Бурдаковка, Никола и Большая речка. Правда, в настоящее время свободных участков, выставленных на продажу, здесь немного. Участки покупают, в основном, для строительства коттеджей. Цены растут плавно: всего на 9% за 2003-2006 гг. в п. Бурдаковка и на 31% за тот же период в поселках Никола и Большая речка. Анализ оборота земли на рекреационных направлениях выявил одну характерную особенность: за годом, богатым по количеству сделок, следует год почти полного затишья, затем на рынок вновь выбрасывается приблизительно такое же количество предложений о продаже, но уже существенно выросших в цене (минимум на 25%). Спекулятивный интерес инвесторов к земле, стоимость которой безусловно будет расти, уже ни у кого не вызывает удивления.
Среди инвестиционных проектов, не обремененных земельными отношениями, заслуживает внимания проект туристической компании Green Express – гостинично-туристический комплекс «Серебряный острог» в Листвянке. Архитектурно, создаваемый гостиничный комплекс представляет собой ансамбль деревянных зданий и построек выполненных в стиле сибирских острогов XVII-XVIII веков. Такая архитектура представляется оригинальной для перспективного клиента (особенно иностранного или из европейской части России), гармонично вписывается в окружающий ландшафт, не является сложной и дорогой в строительстве. В сочетании с окружающей природой создает демократичный стиль и особую атмосферу для клиентов, способствует развитию различных сегментов рынка (деловой, активный, приключенческий, семейный и т.д.). Примером привлекательности архитектурных ансамблей такого плана для туристов, может служить музей архитектуры под открытым небом «Тальцы», собирающий по выходным сотни, а по праздникам тысячи людей.
Применяя такую концепцию строительства, «Серебряный острог» сразу же входит в список туристских достопримечательностей Иркутска и Байкала в целом. Перенесение архитектурного стиля на внутренние интерьеры помещений позволяет существенно сэкономить средства, не создавая при этом ощущения «дешевизны». Стиль позволяет интересно обыграть интерьеры конференц-зала, кафе, бара и тематику блюд и напитков в меню. Кроме того, блюда, приготовленные и подаваемые в таком стиле (жареные и копченые в разных видах мясо, птица и рыба, приготовление на углях при клиенте, специальная посуда и сервировка) будут оригинальными по исполнению, и, в то же время, несложными в приготовлении, имеющими невысокую себестоимость, что принесет дополнительный доход. В то же время, ГТК «Серебряный острог» будет располагать всем необходимым для комфортного проживания и отдыха (номера с санузлами, телевизорами, современное оборудование и инвентарь для организации летних и зимних видов спорта и пр.). По самым пессимистичным расчетам инициаторов срок окупаемости инвестиций (около ?4 млн.) составит не более 5 лет. (Константин Татаринов, Green Express, специально для RATA-news)
Опубликовано: 11.08.2006
Источник: RATA-news
По этой теме