Уральцы опасаются монополизации рынка
Вчера Совет Федерации одобрил законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”». Подробнее о том, как обсуждался документ, мы расскажем в завтрашнем номере RATA-news.
Поправки, принятые к закону «Об основах туристической деятельности в РФ», могут негативно отразиться на конечных потребителях туристического продукта. Эта мысль прозвучала на пресс-конференции в Екатеринбурге, в которой приняли участие заместитель министра по физической культуре спорту и туризму Свердловской области Константин Брыляков и президент Уральской ассоциации туризма Сергей Брулев.
«С принятием фингарантий для операторов механизм ответственности перед потребителями за турпродукт становится менее понятным. Если ранее, руководствуясь законом «О защите прав потребителей», ответственность перед покупателем нес продавец, т.е. непосредственно агентство, продавшее тур, то теперь туристу со всеми претензиями придется обращаться к оператору», – полагает Сергей Брулев.
Отмена лицензирования, по его мнению, приведет к тому, что любое юридическое лицо может назваться турагентством и продавать туры, практически не неся никакой ответственности за качество продукта. В этом случае потребитель оказывается менее защищен, и должен внимательнее подходить к выбору турагентства.
К тому же закон может серьезно изменить ситуацию на туристическом рынке уральского региона. Уральская ассоциация туризма выступает против закона, в том виде, в котором он принимается сейчас. Финансовые гарантии должны сделать рынок более безопасным для потребителя, а принятый механизм ведет к укрупнению рынка и, соответственно, сужению спектра специфических предложений. Кроме того, как сказал Константин Брыляков, в соответствии с новым законом, туроператоры в обязательном порядке должны получать банковскую (финансовую) или страховую гарантию своей деятельности, и некоторые из них уже сейчас пытаются путем введения депозитов, переложить часть финансовой нагрузки на туристические агентства. Некоторые операторы начинают, например, проводить конкурс среди турагентств, с которыми они впоследствии продолжат работу. Таким образом, туроператоры пытаются взимать финансовые средства с агентств не за какой-либо продукт или услугу, а лишь за «возможность работать» непосредственно с данным оператором.
На пресс-конференции подчеркивалось, что опасность нового закона лежит отнюдь не в величине той суммы фингарантии (10 млн. рублей), которая определена туроператору. Он не обязан выкладывать эту сумму «живьем», использование гарантий банка или страховых вариантов обойдется в 4-5% от суммы гарантий, что составляет ежемесячно около ?1 тыс., то есть зарплаты хорошего менеджера. Отрасль смущают другие моменты. Первое – отсутствие в новом законе ответственности турагентств, ведь зачастую именно непрофессионализм агентств приводит к проблемам с клиентами и судебным искам. С отменой лицензирования такие агентства станут появляться гораздо активнее, чем раньше. Второе – единый уровень фингарантий для всех операторов независимо от объема. Третье – если крупные операторы создадут институт депозитов для агентств, это приведет к монополизации рынка прямых продаж за счет роста сетей, принадлежащих или аффилированных с туроператорами. (utravel.ru)
Опубликовано: 25.01.2007
Источник: RATA-news
По этой теме