Все-таки австрийцы – особенные. В них нет ни прямолинейной брутальности соседей с севера, ни шумной экспрессивности соседей с юга. Но от первых они взяли разумную организованность, а от вторых – естественную, не показную душевность. Еще больше полюбил я Австрию и ее людей после недавнего кулинарного шоу, посвященного культуре, традиционной кухне и дизайну этой альпийской страны.
Не только потому, что было это очень красиво: шоу проходило в интерьерном подмосковном шоу-руме российского представительства австрийской компании TEAM7, специализирующейся на производстве мебели из массива дерева, покрытого натуральными маслами с добавлением пчелиного воска. Находиться в подобных интерьерах было комфортно: глаз радовался.
И даже не только потому, что было вкусно: простые, часто незатейливо крестьянские секреты австрийской кулинарии открывал гостям молодой и талантливый бренд-шеф хаус-гриля «Фани Кабани» Марк Стаценко. Нам показали, как надо готовить два классических альпийских блюда: «Кезшпецле» (Kässpätzle) и «Кайзершмаррн», предложили продегустировать привезенные из Австрии прекрасные горные сыры и уникальные, как правило, не идущие на экспорт вина.
Было, что ценнее всего выше описанного, еще и очень душевно. Когда руководитель Австрийского туристического представительства в Москве Геральд Бём рассказывал об особенностях гастрономии своей страны, о множестве имеющихся в ней влияний – средиземноморском, славянском, германском и даже так называемом рустикальном, стилизованном под старину, он вспоминал о небольшом городке южнее Вены, где вырос, и о том, чем кормили его в родительском доме, у родни и друзей. Комментируя изящные манипуляции Марка Стаценко за плитой, Геральд подсказывал «варианты»: вот если сделать не так, а иначе, то будет уже совсем другой вкус, но это вкус другого австрийского региона. Ведь в каждом из регионов маленькой Австрии – свои кулинарные традиции. На левом берегу Дуная готовят венский шницель по одному рецепту, а на правом – уже совсем по иному. И подают к нему гарниры очень разные. Кто-то спросил, откуда у Геральда не просто хороший русский, но изысканный, литературный, который и не всякому-то носителю дается, и тот скромно ответил: в школе, где он учился, это был основной иностранный язык.
Своими профессиональными комментариями отвлекал собравшихся от желания поскорее все это съесть и Марк Стеценко. Объяснял, например, как правильно поджаривать лук и кедровые орешки – все это входило в состав первого из блюд. Мне вообще-то оно, это самое «Кезшпецле», чем-то напомнило общеславянские клецки, нарезанные, правда, не шариками, а узкими полосками. Эти кусочки теста, сваренные в бульоне, затем запекаются в духовке с заранее обжаренными луком и орешками. Простая вроде крестьянская еда – а вкусно очень! И сытно.
– Собираюсь на новый год в Австрию – подглядывать на кухнях, – улыбнулся Марк, приступая ко второму блюду.
А Геральд при этом пояснил, почему так вкусно пахнут доставленные им к этому дружескому застолью сыры:
– Они выдержанные. Самому старому – 2 года. У нас в Австрии есть даже такой отдельный туристический маршрут – сырная дорога, на которой множество сыроварен, ресторанов и просто киосков, торгующих местными сырами и сырным напитком, горячим, как молочный чай, но с кислинкой. Пьют его обычно большими кружками.
Знаете, как вообще-то переводится название второго из приготовленных на этом мастер-классе блюд – «Кайзершмаррн»? «Бред кайзера». Как-то в лесу, на охоте любимый всеми австрийцами император (кайзер) Франц Иосиф незапланированно проголодался. Свита – в растерянности. Чем кормить? Нашли наконец бабульку в избушке. Но и у той оказалось в наличии лишь самое элементарное: яйца, сахар, молоко, чернослив, изюм и абрикосовый джем. Получилась из всего этого некая вариация сладкого омлета. Кайзеру понравилось. Мне – тоже.
– В нашем случае, – подчеркивает Геральд Бём, – джем мною куплен не просто у австрийского фермера, а у моего троюродного дяди. Варит джем, впрочем, тетя, а дядя изготавливает вино и шнапс. Только ради того, чтобы все это попробовать (адресок подскажу), стоит съездить в Австрию. А можно, конечно, как Марк наметил, подглядеть производственный процесс. Кстати, если захотите в Австрии почувствовать себя ребенком, поспешите. 5 декабря всех австрийских детей посещает такой популярный персонаж – Крампус. Это веселый чертик, он говорит ребятам: вообще-то шалить не надо. Ведите себя хорошо – и вот вам в залог этого немного подарков, сладостей всяких. Дети проникаются. До следующего дня они точно очень послушные, примерные. А уже 6 декабря их посещает Святой Николай – и он, конечно, сластей приносит в избытке.
Что-то вдруг в детство захотелось.
Ишгль, один из прекраснейших горнолыжных курортов австрийского Тироля, провел в Москве свою презентацию накануне нового зимнего сезона. Этот курорт знают и любят российские туристы, приезжающие сюда, чаще всего, парами или семьями. На здешние базы активно привлекаются к работе русскоговорящие инструкторы, есть тут и информация на русском языке, а во многих отелях – персонал, владеющий русским языком.
Сильветта Арена Ишгль считается крупнейший горнолыжным курортом Тироля. Снег здесь лежит, как правило, до мая.
– К нам приезжают не столько отдыхать – в обычном понимании этого слова, сколько набираться впечатлений, – рассказал Андреас Шляйбель, руководитель Туристического союза региона Ишгль. – Наш девиз – «Оцени, если сможешь». Потому что невозможно переоценить, например, высококлассные отели Ишгля – их у нас четыре десятка, и все от четырех звезд, есть даже один шестизвездочный отель - Trofana royal. В целом они рассчитаны на прием 14 тысяч туристов в разгар сезона. Высока и плотность ресторанов с самой разнообразной кухней и оригинальным дизайном – как классических, так и супер-современных. Многие из них располагаются прямо в горах, рядом с трассами.
Есть в Ишгле и беспошлинная торговая зона, в которой представлены самые известные мировые бренды. В январе она будет функционировать в ночном режиме, до полуночи. Впрочем, ночами тут открыты и почти все увеселительные заведения. В этом сезоне, кстати, будет работать знаменитая дискотека Pacha, которая всегда собирает толпы полуночников. Нравятся туристам и ночные прогулки на снегоступах.
Центральная концертная площадка Ишгля на высоте 2400 метров, вмещающая 20 тысяч зрителей, запланировала три гала-концерта: на открытие сезона (29 ноября), на Пасху и на закрытие сезона. В них будут участвовать мировые звезды первой величины. В прошлые годы здесь выступали, например, Роби Уильямс, Кэти Перри, Стинг, а на нынешнем открытии обещал спеть Джеймс Блант.
Что до самих горнолыжных трасс, то они тут имеют протяженность 238 километров. Подняться к вершинам можно на 45 подъемниках с обогревом сидений. В этом году вступила в строй новая канатная дорога, по которой из центра городка до вершины Пардачгротбан туристы добираются всего за 15 минут. Есть на курорте и довольно большой сноупарк.
В здешней зоне апре-ски – 14 заведений, где можно расслабиться после катания, выпить горячий кофе или глинтвейн. Все они оформлены в разном стиле – от простого, деревенского до демонстративно роскошного.
По итогам прошлого сезона российский турпоток был в Ишгле на восьмом месте. Причем в последние лет 8-9 он неуклонно рос. Сегодня раннее бронирование, как констатируют австрийцы, по-прежнему идет хорошо в сегменте дорогих отелей. Снизились показатели разве что в отелях среднего ценового уровня. Но до начала сезона еще достаточно времени.