0 | 0 |
Для голосования необходимо зарегистрироваться |
Южный ФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону
Дальневосточный ФО, Республика Саха /Якутия/, г. Якутск
Дальневосточный ФО, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Дальневосточный ФО, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Центральный ФО, Москва, Центральный АО, Басманный р-н
Южный ФО, Астраханская область, Камызякский р-н, с. Каралат
Прогуливаясь по проспекту Победы, нельзя обойти вниманием один из лучших деревянных особняков нашего города. Речь, конечно, идет о доме Засецких. Наверняка, вы знаете, что Засецкие являлись известной дворянской семьей, подарившей Вологде нескольких ярких деятелей. Наиболее выдающимся из них был историк и литератор второй половины XVIII века Алексей Александрович Засецкий. Некоторые краеведы предполагают, что именно он был первым владельцем дома. Так это было или нет, с уверенностью сказать нельзя, но появление этого особняка относится к последнему десятилетию XVIII века. Первоначально дом выглядел совершенно иначе, чем сегодня, ведь он был построен согласно канонам классицизма. Его главный фасад украшал величественный четырехколонный портик. В 1896 году особняк был перестроен и получил пышное декоративное оформление, характерное для эклектики (стиль, вобравший в себя разнообразные элементы прежде существовавших архитектурных стилей). У дома появился мезонин, а над портиком был устроен просторный балкон. Фасады особняка были усеяны изящной декоративной резьбой. В таком виде он сохранился до настоящего времени. Исторические документы сообщают, что в конце XIX века дом сменил нескольких владельцев. В предреволюционное время особняк принадлежал Н.А. Иваницкому, а чуть позже перешел во владение семьи Засецких. В 1960 году дом включили в число памятников архитектуры федерального значения. Несмотря на столь серьезный статус государственной охраны, последние реставрационные работы проводились на нем в 1970-е годы, и сегодня здание вновь нуждается в ремонте.
Величественный двухэтажный дом с мезонином был построен в живописном месте у Пятницких прудов в середине XIX века. Особняк, являвшийся некогда частью городской усадьбы, до сих пор выделяется из окружающей застройки, как своей монументальностью, так и элегантностью оформления фасадов. Его архитектура, выдержанная в духе позднего классицизма, привлекательна простотой и гармоничностью. Строгий силуэт здания удачно дополнен сдержанным декором. Окна, разнообразные по форме, украшены объемными резными деталями. Завершенность облику постройки придает просторная, наполненная светом терраса и мезонин, выходящий на четыре стороны света. Такое архитектурное решение уникально для Вологды, и второго дома с подобной композицией в городе не встретить.
История этого удивительного особняка до сих пор хранит неразгаданную тайну. Еще в советское время считалось, что здесь в период своей ссылки в 1868-69 годах проживал писатель П.В. Засодимский, имя которого и закрепилось за домом. Однако документальных подтверждений пребывания деятеля именно в этом доме не обнаружено.
По имеющимся данным, в конце XIX – начале XX века хозяином дома был вологодский купец 2-й гильдии Дмитрий Николаевич Пантелеев. Вероятно, именно он обустроил здесь свою усадьбу, о чем свидетельствует стоящий во дворе дома каретник. Подобные хозяйственные постройки, являвшиеся по сути сараями для карет и других экипажей, практически не сохранились в Вологде. Во время реставрации в конце XX века каретник был почти полностью перестроен из новых материалов, что очень печально, ведь столь редкие постройки требуют к себе более бережного отношения.
В 1974 году здание было включено в число памятников архитектуры федерального значения. С конца XX века и по сей день в доме размещается музей «Мир забытых вещей». Он чрезвычайно популярен среди вологжан, поскольку позволяет в XXI веке окунуться в атмосферу культуры и быта городской усадьбы дореволюционного времени.
Во второй половине XIX века на современной улице Ленинградской возник примечательный двухэтажный дом с мезонином. Известно, что в 1876 году это здание принадлежало Александру Федоровичу Орлову. Возможно, именно он и являлся первым владельцем особняка.
До реставрационных работ конца XX века дом можно было считать эталоном стиля поздний классицизм. Большое и несколько приземистое, здание за счет точного соблюдения пропорций и четкости линий, не казалось грузным и подавляющим наблюдателя. Главный фасад зрительно разделялся на три части, средняя из которых была увенчана возвышающимся мезонином. Элегантное и аристократичное украшение стен, опоясанных резными деталями в виде ромбов и кругов, придавало зданию нарядность. Лаконичный декор грамотно сочетался с разнообразным оформлением окон. За счет этого особняк не казался чересчур строгим и напыщенным, а наоборот, приобретал некую легкость и скромное очарование. С натяжкой можно сказать, что обновление пошло дому на пользу. После реставрации присущее ему изящество исчезло. В ходе реконструкции первоначальные пропорции постройки были сильно изменены, здание раздалось в ширину и выросло почти на целый этаж.
С 1995 года дом Орлова получил статус памятника архитектуры федерального значения. Уже несколько лет в особняке размещается вологодский Дом актера имени народного артиста России А.В. Семенова. В атмосфере XIX века зрителями глубже воспринимаются смысл и настроение регулярно проводимых здесь музыкальных и литературных постановок.
Построенный в 1902 году для земского врача Николая Александровича Давыдова, двухэтажный дом выглядел крайне непривычно для вологодского зодчества. Дело в том, что здание воплотило в себе черты редкого для деревянной архитектуры стиля зрелый модерн. Видимо, его создатель, или же владелец являлись людьми неординарными и прогрессивными, раз задумали такое оригинальное строение. Первоначально здание находилось на месте современного Дворца творчества детей и молодежи (ул. Ленинградская, 5), но благодаря уникальности своей архитектуры в 1977 году дом получил «счастливый билет» и был перевезен на нынешнее место в начало улицы Ленинградской.
Интересна сама композиция строения, в которой сразу бросались в глаза выступающие по бокам за плоскость фасада части внутреннего помещения. Такие элементы, типичные для архитектуры модерна, называются эркерами. Кроме того, здание имело интересный своеобразный декор! Спасая с помощью переезда дом от уничтожения, его оригинальный облик не сохранили. К глубокому сожалению всех истинных ценителей архитектуры, неумелая реставрация 1977 года уничтожила все то особенное и примечательное, что имелось в постройке. Декоративные детали либо были утрачены, либо изменились до неузнаваемости, даже эркеры, сохраненные на фасаде, приобрели несколько иную форму. Как ни странно, в настоящее время решается вопрос не о восстановлении былого облика дома, а о снятии его с государственной охраны. Это решение может стать роковым для здания, поскольку ничего не будет мешать сносу и возведению на его месте другой постройки.
Стоит отметить, что кроме уникального стиля исполнения, дом примечателен пребыванием в нем в 1935 году российского писателя М.М. Пришвина.
На уютной тенистой улочке близ реки Вологды в 1890 году был построен одноэтажный дом, принадлежавший купцу Ильинскому. Особнячок гармонично вписался в окружающий умиротворенный пейзаж, стал неотъемлемой частью парковой зоны, по которой так любят прогуливаться вологжане и гости города. Из всех пяти окон дома, приветливо смотрящих на улицу Маяковского, открывается потрясающий вид на левый берег реки со Сретенской церковью.
Главный фасад здания, симметричный и строгий, дополнен гармоничным декором, что делает дом типичным представителем стиля поздний классицизм. Треугольные резные кокошники окон выполнены с большим вкусом и талантом. Такой простой, но изящный дом, могла позволить себе провинциальная семья среднего достатка. С 1995 года здание охраняется государством как памятник архитектуры федерального значения. Дом не подвергался серьезным перестройкам. Хочется верить, что современным хозяевам удастся сохранить его в таком виде, и он не разделит участь своего соседа – дома Шушпановых.
В 1892 году на Богословской улице (ныне улица Воровского) появился просторный четырехквартирный доходный дом с брандмауэром (кирпичной стенкой, предохранявшей от пожара) на боковом фасаде. Его первый владелец Илиодор Аполлонович Шахов был представителем вологодской купеческой фамилии, державшей несколько торговых лавок, а также магазин на Гостинодворской улице. Некогда двухэтажный дом Шахова выделялся среди окружающей застройки своим изысканным декоративным оформлением в духе эклектики (стиль, вобравший в себя разнообразные элементы прежде существовавших архитектурных стилей). Сейчас здание, с 1995 года являющееся федеральным памятником архитектуры, полуразрушено в результате нескольких пожаров. Утрачена крыша дома и многие резные детали. Вы едва ли сможете различить боковые лоджии, над которыми возвышались необычные треугольные аттики с накладной резьбой в виде «полусолнц». На окнах еще можно увидеть фрагменты резных наличников с растительным и геометрическим орнаментом. В 1918 году сын Илиодора Аполлоновича Василий хотел построить на участке рядом с доходным домом еще один двухэтажный дом, но ему помешали революционные бури начала XX века. Следует надеяться, что экономические бури начала XXI века не помешают последнему жильцу особняка осуществить свою давнюю мечту – отреставрировать памятник и устроить в нем музей. Пока же дом Шахова больше похож на заброшенный надгробный камень на могиле своего первого владельца на Лазаревском кладбищ
Сохранившийся на проспекте Победы бывший доходный дом Алаева отметил в 2012 году свой столетний юбилей. Среди прочих вологодских домов его выделяет своеобразная внутренняя планировка: не сообщающиеся между собой этажи поделены глухой стеной на две половины, каждая из которых, в свою очередь, разделяется коридором еще на две части. Если бы вы оказались внутри, то вполне сочли бы, что попали в общежитие или в маленькую гостиницу. Апартаменты здесь могли снимать небогатые гости города, мелкие торговцы, разночинцы, гимназисты. В отличие от других доходных домов, внешне здание богато украшено в псевдорусской манере с элементами модерна. Нарядные балконы и крыльца оформлены полуарками с висячими гирьками посередине. В узоре балконных ограждений прослеживаются популярные во времена модерна античные мотивы. Если присмотреться, вы увидите, что орнамент включает в себя силуэт древнегреческой лиры! Не менее изысканно оформлено и завершение фасадов. Карниз украшен широкой узорчатой лентой из повторяющихся завитков, а по центру крыши и над балконами расположены изогнутые аттики с вытянутыми окошками. Приковывают взгляд входные двери, на которых красуются объемные виноградные гроздья. Любуясь оформлением дома Алаева, вы лишний раз можете убедиться, что вологодские мастера вкладывали душу в создание каждого дома, стремясь придать ему выразительность и индивидуальность. К тому же, в дореволюционное время неповторимый пышный декор наверняка служил своего рода приманкой для будущих постояльцев. С 1977 года дом является памятником архитектуры регионального значения.
Строительство этого дома относится ко второй половине XIX века. Специалисты видят в нем пример небольшого городского особнячка с чертами позднего классицизма, которые были распространены в архитектуре первой половины XIX века. До революции подобные дома формировали облик Вологды, но до наших дней сохранилось лишь несколько их образцов (похожую постройку можно увидеть на улице Предтеченской). В XIX веке в таком особнячке вполне мог проживать мелкий торговец со своим семейством, или, к примеру, небогатый чиновник. В начале XX столетия здание принадлежало священнику Агнцеву, служившему в расположенной неподалеку церкви. Декоративное оформление дома очень строгое, что, впрочем, характерно для провинциальных особняков, построенных в стиле поздний классицизм. Комнаты вдоль главного фасада, превращенные в наши дни в магазин, изначально соединялись в анфиладу, то есть средняя из трех комнат одновременно имела выходы в две соседние. В облик дома вносит красок мезонин, в котором когда-то располагались жилые комнаты. Попасть в него можно было, пройдя по коридору, разделявшему жилую часть дома от подсобных помещений, и поднявшись по небольшой лестнице. Несмотря на скромный вид, этот дом не разделил судьбу менее удачливого соседа – дома Пантелеевой/Бураковой, который был снесен в прошлом 2012 году. С 1977 года здание охраняется государством как памятник архитектуры регионального значения. <center
Интересный образец доходного дома, некогда принадлежавший крестьянину Александру Васильевичу Воробьеву. Разрешение на его строительство было дано в 1906 году. Вероятно, до революции квартиры в этом здании были очень востребованы среди торговцев, так как дом главным фасадом выходит как раз на Торговую площадь, да и до Гостинодворской улицы рукой подать. Здание имеет характерную для доходных домов внутреннюю планировку: два этажа не связаны между собой так же, как и две половины постройки с отдельными входами. Таким образом, в распоряжении владельца здания оказывалось четыре квартиры, каждую из которых можно было сдать в наем. Входы в дом оформлены в излюбленном для вологжан стиле: над дверьми размещены угловые балкончики. Формы и пропорции здания достаточно строги и лаконичны, что ранее разбавляли изящные резные украшения балконов. До наших дней эти декоративные детали, к сожалению, не сохранились. С 1991 года дом охраняется государством как памятник архитектуры регионального значения.
Этот двухэтажный дом входит в число лучших образцов деревянной архитектуры Вологды. Он был построен в конце XIX века и принадлежал мещанину Василию Николаевичу Коноплеву. Главным фасадом здание обращено к Торговой площади. Из его окон открывается прекрасный вид на церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу, возведенную в конце XVIII века. Наверняка еще в дореволюционное время дом привлекал внимание вологжан и гостей города, посещавших продовольственный рынок, своими нарядными кружевными узорами на фасадах и оконных наличниках. Резными деталями пышно украшены парадное крыльцо и крытый балкон над входом.
По своей композиции и внутренней планировке постройка представляет собой довольно распространенный в Вологде конца XIX века тип деревянных зданий. Использовался ли дом как доходный, доподлинно неизвестно. С одной стороны, этажи не связаны между собой переходами и имеют самостоятельные входы с улицы, следовательно, на одном из них могли жить владельцы, а на другом – квартиросъемщики. С другой стороны, хозяева доходных домов, как правило, стремились извлечь из них как можно больше прибыли и строили здания со значительным количеством изолированных секций, каждую из которых сдавали в наем. К примеру, у крестьянина Воробьева, некогда владевшего зданием неподалеку, в распоряжении было четыре квартиры, а на проспекте Победы красуется бывший доходный дом Алаева, который напоминает маленькую гостиницу или современное общежитие. С 1991 года здание охраняется государством как памятник архитектуры регионального значения.
Дом Юшина – дом-легенда. Нет, он не растворяется в воздухе и приведения, надеюсь, там не живут. Просто о доме, который кажется таким знакомым, на самом деле мало что известно. До сих пор не найдено сведений о том, кто и когда его построил. Долгое время считалось, что здание появилось на Рощенской улице в 70-х годах XIX века, но исследования, проведенные во время реставрации, позволили отнести время его строительства к первой половине XIX столетия. Тогда же удалось обнаружить и данные о том, что на главном фасаде некогда существовал четырехколонный портик (на всех известных исторических фотографиях этого дома нет никаких колонн). Во время переноса здания вглубь квартала в начале 1970-х годов реставраторы попытались восстановить его первоначальный облик. Долгое время дом связывали с именем купца 2 гильдии Я.Я. Юшина, занимавшегося в Вологде «транспортировкой кладей», но на самом деле он принадлежал его сыну, тоже Якову Яковлевичу, владевшему им до революции. В советское время особняк был приспособлен под коммунальные квартиры. С 1970-х годов до недавнего времени в нем находилась Вологодская областная детская библиотека, которая была вынуждена съехать из-за плохого состояния здания. По прошествии 40 лет после реставрации оно остро нуждается в ремонте.
История усадьбы купца 2 гильдии Александра Павловича Самарина началась в 1896 году, когда на Московской улице он построил «магазин церковной утвари, часов, швейных машин всех систем, золотых, бриллиантовых и серебряных вещей». Сам предприниматель с родственниками жил над торговым помещением на втором, антресольном, этаже. В 1910 году на участке появился второй дом (сейчас – Советский проспект, 16а), и семья заняла в нем одну квартиру из 4 – остальные сдавались в наем. Именно здесь в 1913–1914 годах проживала, находясь в ссылке в Вологде, Мария Ульянова. Третье здание (Советский проспект, 16б) с крыльцом и балконом, пышно украшенными резьбой, по некоторым данным, строилось для дочери купца – Марии, но она, выйдя замуж, уехала в Санкт-Петербург, а дом тоже стал доходным. В советское время все три здания усадьбы были приспособлены под коммунальные квартиры. После реставрации в 1960-х годах в доме, где жила М.И. Ульянова, открыли мемориальный музей. Сейчас в нем размещается выставочный комплекс «Вологда на рубеже XIX–XX веков» – филиал Вологодского государственного музея-заповедника. В бывшей лавке купца находятся художественные студии, а в третьем, недавно отреставрированном, доме временно расположилась Вологодская областная детская библиотека.
Большой богато декорированный особняк на углу Советского проспекта и улицы Предтеченской долгое время считался образцом вологодского купеческого дома. Однако череповецкая исследовательница Р.М. Лазарчук обнаружила архивные документы, свидетельствующие о том, что в начале 1830-х годов он был построен священником церкви Иоанна Предтечи в Рощенье Петром Васильевичем Васильевским. Ей удалось выяснить, что на втором этаже этого дома в 1833–1844 годах Г.А. Гревенс снимал комнаты для своего больного дяди – поэта К.Н. Батюшкова. В 1867 году особняк перешел купцу 2 гильдии И.М. Соковикову, который, по некоторым сведениям, открыл в нем винный магазин. В 1918 году в здании разместилось австрийское посольство. После революции назначение дома постоянно менялось. Здесь поочередно располагались книжный магазин и детсад, сапожные мастерские и областной туберкулезный диспансер. После реставрации в начале 1980-х годов в здании открыли Музей истории молодежного движения. Последняя организация – Вологодский областной центр творческого развития и гуманитарного образования – выехал из особняка в 2012 году по причине его аварийного состояния. Сейчас на здании производятся ремонтные работы – перекрывается крыша и восстанавливаются внутренние помещения
Точная дата постройки дома не известна. Основываясь на архитектурных формах, специалисты относят его к I половине XIX века либо к 1880–1890-м годам. Согласно архивным документам, флигель на участке Надежды Владимировны Власьевой не мог появиться раньше 1908 года. Такие противоречивые данные, скорее всего, связаны с тем, что дом имеет вид классического городского особнячка. Широко распространенные в Вологде в XIX веке, до наших дней сохранились лишь редкие подобные образцы (еще один пример можно увидеть на проспекте Победы). Дом вытянут с юго-востока на северо-запад и тремя окнами выходит на улицу Предтеченскую. В здание ведут два входа. Парадный расположен с улицы, но отступает от красной линии квартала. Еще один находится на северо-восточном фасаде и ведет прямо в кухню. Коридор делит здание на 5 комнат. Парадная зала расположена с южной стороны. Лестница с изящными точеными балясинами ведет в мезонин, который состоит из 2 помещений. Из окон большой комнаты по утрам можно любоваться восходом солнца. Несмотря на то, что дом не имеет охранного статуса, следует надеяться, он будет сохранен и не разделит участь большинства снесенных зданий в этом квартале.
Долгое время считалось, что председатель Вологодской палаты гражданского суда тайный советник Павел Дмитриевич Пузыревский-Пузан (а именно так правильно пишется его фамилия) построил дом на углу Екатерининско-Дворянской (ныне Герцена) и Галкинской улиц в 1868 году. Совсем недавно появились сведения, что он лишь немного перестроил приобретенный им особняк, время появления которого можно отнести к началу 1830-х годов. Это дает основание говорить, что при его возведении был использован один из «образцовых» проектов начала XIX века. Внешний облик дома с тех пор практически не изменился. Лишь в 1913 году с юго-восточной стороны была сделана пристройка, в которой сейчас находится вход в здание. В это время в особняке находилась фотосалон К.А. Баранеева. С 1914 по 1918 год здесь размещался так называемый Клуб приказчиков. В мировую историю дом попал, когда в нем в конце февраля 1918 года расположилось американское посольство во главе с Дж. Р. Френсисом. В советское время здание занимали различные учреждения (общежитие, санэпидстанция). В 1995 здесь открылся частный Музей дипломатического корпуса, который был вынужден покинуть особняк в 2012 году. Сейчас пустующее, но все еще величественное, здание нуждается в реставрации.
История этого дома хорошо известна. В 1829 году губернским предводителем дворянства Александром Николаевичем Левашовым на земле, купленной у дворянки Н.М. Волоцкой, был выстроен двухэтажный особняк в классическом стиле. Переделки дома в начале 60-х годов XIX века (перенос крыльца и внутренняя перепланировка) не затронули общей композиции здания. Восемь ионических колонн зрительно заканчиваются на уровне 1 этажа. На самом, деле скрытые, обшивкой они продолжаются до земли. Над 4 окнами второго этажа, выходящими на улицу Герцена (бывшую Екатерининско-Дворянскую), располагаются резные накладки в виде венков и медальонов. Карниз украшен деревянными плашками-дентикулами. На боковых фасадах декор значительно скромнее, а крайние оконные проемы – ложные. С 1863 по 1925 год во фронтоне особняка находился герб Левашовых. После Октябрьской революции в доме располагались учебные заведения и общежитие педагогического института. В последнее десятилетие XX века здание было отреставрировано, и здесь находился Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области.
Отзывов нет.
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.