0 | 0 |
Для голосования необходимо зарегистрироваться |
Центральный ФО, Московская область, г. Химки
Центральный ФО, Московская область, г. Звенигород
Северо-Западный ФО, Республика Карелия, г. Петрозаводск
Северо-Кавказский ФО, Ставропольский край, г. Кисловодск
Южный ФО, Республика Крым, Алуштинский горсовет, Солнечногорское п.
Северо-Кавказский ФО, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик
Кольцевой маршрут по народным промыслам начинается с аварского села Урма Левашинского района Республики Дагестан. Это уникальное село, которое очень красиво ночью. Ночуя под ясным небом Урминского села видишь над головой звездное небо.
В этом селе мастерицы изготавливают уникальные узорные циновки «чибты». Эти циновки плетут из тонкой и прочной болотной травы – осоки. Основой служит грубая некрашеная шерсть или хлопчатобумажная нить, а для узора используется крашеная шерстяная пряжа.
При высоких декоративных и практических качествах чибты на ее изготовление уходит немного шерсти, что делает ее одним из популярных видов изделий. Причем, на изготовление циновки размером 3,3?1, 4 идет около 4 кг шерсти. Циновку использовали для покрытия пола или как подстилку под ворсовые ковры для большей их сохранности.
Далее мы оказываемся в прекрасном лакском селе Балхар, которое славиться своими уникальными глиняными изделиями.
Появление гончарного искусства связано с именем Калкучи. Жил он в бедности: земля давала плохие урожаи, а промыслами горцы никакими не занимались. Однажды, сидя у воды и размышляя о том, как заработать деньги, он увидел детей, играющих на берегу глиняного озера. Ребятишки лепили разные фигурки – птиц, людей и т.д. Такой вязкой глины больше нигде не было. Калкучи решил взяться за дело: сделал крепкий круг из ствола ореха, принес много глины, запасся водой и приступил к изготовлению горшков и кувшинов. Затем обжег их в печи и повез продавать. Торговля у него пошла хорошо. Затем все жители научились делать сначала простую, а потом и расписную посуду.
С развитием ремесла в XVII-XVIII вв. балхарцы становятся известными как поставщики посуды во все районы Дагестана. С конца XIX- начала XX в. в селе Балхар вырабатывается тип кувшина, в котором выражен антропоморфный и зооморфный смысл. На верхнюю часть слива часто налепляют глаза, полосы имитируют усы, а узор на нижней части горла напоминает ожерелье. Иногда передняя часть сосудов украшается скульптурным изображением головы оленя или человека.
Почти в каждом балхарском доме можно найти лепные фигурки птиц, баранов, коров, лошадей. Это детские игрушки. Самыми любимыми игрушками мальчиков являются лошадки.
Даргинское село Гапшима Акушинского района образовалось путем объединения трех близлежащих поселений: Шила-БурxIила (местность села обращенная к солнцу), Жулселла-Хярубе (террасы на местечке Жулсала), ДехIшала ("местность, обращенная лицом к солнцу"). На месте всех поселений мы обнаружили керамику одинаковой степени обжига и обработки, с узорами кружевальной техники.
В этом селе получила развитие кайтагская вышивка, которая постепенно исчезла. Кайтагская вышивка – это вышивка, выполненная гладью вприкреп.
Вышивка выполнялась натуральным шелком разного качества и блеска, на домотканой хлопчатобумажной ткани.
Вышивали мастерицы односторонней гладью «вприкреп», используя гладкие, стелющиеся стежки, техникой, которая не используется больше нигде на Кавказе, и долгое время считавшейся утерянной. Исследователи насчитали 16 разнообразных швов и стежков, используемых в кайтагской вышивке, что свидетельствует о многосторонности и мастерстве вышивальщиц. Мастерицы использовали специфические символы, присущих только культуре горцев.
Кайтагские вышивки имели ритуальное значение и были связаны с тремя главными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой и смертью. После рождения ребенка, чтобы защитить его от дурного глаза, мать покрывала головной конец люльки вышивкой, рисунком вовнутрь. То есть, вышивка выступала в качестве оберега. В тех же целях она использовалась и на свадьбе, когда невеста несла свои украшения, подарки и прочие свадебные атрибуты, завернутые в вышивку стороной вовнутрь. В некоторых домах вышивкой покрывались также сундуки с приданым. Вышивки сопровождали человека и в последний путь. Ими закрывали лицо умершего, также рисунком вниз. Потом ее передавали сыну покойного, оставляя для следующих поколений.
Вышивка это очень трудоемкий процесс, где на один орнамент уходит от трех до шести месяцев. В этом селе она носила название «ччаралла гянила»- подушка для детской люльки. Чаще всего отдавали предпочтение орнаменту «бута», или, как его называют в народе, «огурец» или «къакъба» – «куропатка».
Фотографий нет
Отзывов нет.
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.