Что дают лайки? |
Маршрут Борщёво - Костёнки - Сторожевое - Титчиха.
Борщёво. На территории самого Борщёво когда-то жили славянские племена – вятичи. Первые письменные источники, свидетельствующие о существовании городской культуры на территории Борщевского района – арабские письменные источники VIII-X веков. Они указывают на то, что на данной территории существовала столица славянского княжества. В арабских источниках город называется Джерваб, что в переводе означает «обрывистый город», «город над обрывом». В 1928-29гг. на селище были произведены первые раскопки. Экспедиция вскрыла несколько курганов, расположенных в трех могильниках. Археологи датировали обследованные ими поселения и курганы VIII- X вв.Исследования показали, что курганы имеют весьма своеобразное внутреннее устройство и что каждый курган является миниатюрным домиком – «домиком мертвых». Под насыпью каждого кургана по всей ее периферии было обнаружено кольцо, состоящее из ряда вертикально стоящих невысоких деревянных столбиков. Под восточной полой каждого кургана находился рубленый из бревен деревянный ящик. Одна из сторон ящика не имела стенки, была открыта. В ящике находились человеческие кости либо в глиняных горшках, либо лежащие на дне ящика, представлявшего собою коллективную урну. В «Повести временных лет» есть описание обычая вятичей по захоронению умерших. Там говорится, что когда кто-то умирает, сначала над ним совершали тризну (это песни, пляски, пиршества в честь покойного), затем его сжигали, кости складывали в сосуд, который относили на курган. Сюда же приносили сосуды с пищей и питьем. Затем наступал момент насыпки кургана. Насыпали не только члены семьи умершего, а, вероятно, все присутствующие. Землю ссыпали внутрь столбовой оградки, которая как бы обрамляла курганную насыпь. Погребальный ящик с прахом умершего не присыпался весь, край его оставлялся свободным от земли, а открытый вход закрывался большим камнем или толстой деревянной плахой. Собственно, в древности курган был не таким, каким он нам сейчас представляется. Это было своеобразное погребальное сооружение из дерева и земли. Во время насыпки сооружения горшки или их части преднамеренно разбивались и разбрасывались по насыпи. Возведя часть будущего кургана, приносили хворост, поджигали, отдавая дань огню. Вокруг кургана образовывался неширокий ровик, из которого брали землю. По окончании работы в ровике зажигали костры в память о покойнике. Когда умирал кто-либо ещё из членов семьи, его сжигали, а затем вскрывалась пола семейного кургана и пережженные кости умершего помещались в ящике вместе с другими, лежащими там костями. И в память о новом захоронении зажигали новый костер на кургане и в ровике вокруг него.
Костёнки. В 2007 году выяснилось, что самая древняя стоянка человека современного, который от нас уже ничем не отличался, находится в Костёнках. Американский исследователь Джон Хоффекер опубликовал в журнале «Science» статью «Первый европеец родом из Костёнок». Люди здесь жили уже более 50 тысяч лет назад. В Костёнках находится археологический музей-заповедник, где можно увидеть древнюю стоянку человека, которая была закосервирована. В музее рассказывают как был устроен быт древних людей, на кого они охотились, как охотились, услышать рык мамонта, увидеть, какие были орудия труда, увидеть предметы искусства того времени, услышать музыку, которую они играли.
В Костёнках туристам предлагается обед по древнему, в кафе с соответствующим антуражем.
Сторожевое. Рядом со Сторожевым и в его окрестностях удалось обнаружить больше 10 поселений скифского времени. Скифы считаются кочевниками, в основном это выходцы из Центральной Азии. Древние греки называли Скифией территорию от Северного Причерноморья от Дуная до Дона. Принято считать, что скифы появились в Воронежской области в VII в. до н.э. и обитали здесь до III века до н.э. В результате раскопок в Сторожевом находят предметы керамики, с орнаментом, сделанным в основном пальцевыми защипами и ногтевыми насечками. Недалеко от Сторожевого в сёлах Селявном, Титчиха и Урыв-Покровка также находят лепные сосуды скифского времени, глиняные изделия, бронзовые наконечники от стрел, железные серпы.Из всех открытых городищ и поселений, по мнению учёных только поселения в Сторожевом и в Урыв-Покровке могут претендовать на статус долговременных селищ. Об этом свидетельствует находки орудий труда, а также следы наземных строений.
Титчиха. Считается, что городище было основано в IX веке восточными славянами – вятичами. Предположительно оно называлось Богата. В IX веке Титчиха была хорошо укреплена земляным валом и бревенчатыми стенами. Чтобы сделать это место еще более неприступным, склоны горы-мыса подрезали, усилив их крутизну. Также выяснилось, что там, где сейчас находится вал, были деревянные оборонительные конструкции, опоясывающие поселение со стороны плато. В земляном валу обнаружены их остатки. Укрепления городища состояли из внутреннего и внешнего вала. При раскопках была собрана большая и разнообразная коллекция вещей из металла (железа, бронзы, серебра), глины, кости, камня, керамики: целые горшки и осколки, пряслиц, рыболовных крючков, браслеты, также обнаружены бронзовые изделия, серебряные изделия, стеклянные изделия. А в одной из полуземлянок был обнаружен клад из 22 серебряных арабских дирхемов первой четверти X века, из с самой ранней монетой чеканенной в 923 г. На некоторых находках сохранились знаки и тексты ранней славянской письменности, написанной рунами. Через этот город проходил торговый путь из Китая в Европу. Скорее всего город подчинялся Хазарскому каганату, здесь проходила граница Хазарии. И в X веке, когда князь Святослав Игоревич пошёл воевать с Хазарами, город тоже попал под разрушение и жители навсегда покинули эти места.
Также Титчиха интересна своими меловыми каменоломнями. Начало разработок мела в Титчихинских каменоломнях началась во второй половине XIX века. Мел пилили блоками и на подводах отвозили на продажу в Давыдовку. Расположенная на железой дороге, в то время она была центром окрестной торговли. Меловые блоки использовались для устройства погребов (мел хорошо сохраняет холод), а так же для хозяйственных строений и приготовления извести. Мел в Титчихинских каменоломнях к 20-м годам XX века был выработан.