Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.
Новгородская икона Божией Матери «Знамение»
1. Полное наименование объекта: Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах
2. Исторические события, связанные с объектом (даты постройки, основания). Первое упоминание 1698 год. Дата основания 1690 год
Строительство 1690—1704 годы. Дата упразднения 1930—1990 годы. Церковь построена на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей. Время постройки храма — с 1690 по 1703 год.
3. Местонахождение объекта (фактический полный адрес).Московская область, Подольский район, пос. Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы
4. Описание объекта (краткая характеристика внешних черт, автор, дата сооружения, материал изготовления, размеры, тексты надписей на памятнике).Автор неизвестен. Дата основания 1690 год, в плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента, весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.
Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры. Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни».Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.
5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных (библиографическое описание литературных и архивных материалов).-
6. Отличительные признаки объекта, степень уникальности.7 октября 2009 г. Всемирный фонд памятников (The World Monuments Found) объявил о включении церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Список памятников архитектуры мирового значения, которым в настоящее время грозит исчезновение. Храм оказался в этом Списке единственным объектом, находящимся на территории России.
7. Состояние объекта и степень сохранности.ерковь Знамения Пресвятой Богородицы нуждается в проведении большого комплекса научно-реставрационных работ, направленных на сохранение как самого здания, таки и его декоративного убранства: белокаменных скульптур, горельефов, деревянной резьбы иконостаса и хор, нормализации температурно-влажностного режима и т. д.
8. Охрана памятника (кем и как охраняется).-
Пока нет ни одного отзыва
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.