Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь

Далматовский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь

Адрес: Уральский ФО, Курганская область, Далматовский р-н, г. Далматово, Советская улица, 194
Тип: Памятники архитектуры, Памятники культуры, Православие
Отзывы: всего (1)

Информация


0 0
Для голосования необходимо зарегистрироваться

Выгодное предложение


Бронирование


Фотографии



Епархия:
Курганская и Шадринская епархия.
Конфессия:
Православие
Назначение (характер современного применения):

Действующий монастырь в процессе восстановления.

Достопримечательности объекта:

Крепостные стены с башнями и воротами, Успенский собор и Церковь Всех Скорбящих Радосте, монастырские кельи, здания служб.

Категория охраны:

Памятник федерального значения.

Архитектурный стиль:

Уральское барокко

Краткая историческая справка:

Монастырь берет свое начало в 1644 году, когда монах Далмат на высоком левом берегу реки Исети выкопал себе пещеру, ставшую вскоре приютом для других верующих. В XVII веке монастырь не раз подвергался опустошению и разрушению от калмыков (в 1651 году) и башкир (в 1662 и 1664 годах). Первые деревянные постройки не сохранялись надолго из-за постоянных пожаров. Первой каменной постройкой стала Успенская церковь, законченная к 1719 году, вскоре началось строительство каменных стен и башен монастыря. В 1762 и 1774 годах монастырь подвергался длительной осаде войсками бунтующих крестьян, но оба раза был спасен правительственными войсками. К середине XVIII века монастырь был центром духовного просвещения и образования и одним из ведущих экономических центров восточной части Российской империи. Монастырю принадлежали значительные земельные владения с крестьянами, хозяйственные заимки, а также железоделательный завод, на месте которого впоследствии был основан город Каменск-Уральский. Строительство монастыря продолжалось и в XIX веке. Самой заметной постройкой стала церковь «Всех Скорбящих Радосте», возведенная около усыпальницы Далмата. В первые годы советской власти монастырь был закрыт, а в зданиях монастыря располагались краеведческий музей, народный дом, драмтеатр. В годы Великой Отечественной войны помещения были приспособлены под госпиталь. Сразу после окончания войны на территории монастыря разместился завод «Молмашстрой», и это привело к многочисленным повреждениям и значимым утратам. С 1989 года начался процесс вывода завода с территории монастыря, завершившийся в 1994 году, когда монастырь полностью был передан в пользование Курганскому епархиальному управлению. С этого времени начался долгий процесс восстановления православной святыни.

Реликвии и святыни:

Мощи Преподобного Далмата Исетского, Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская), частицы мощей многих святых.

1. ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

2. Датой основания Д. м. считается 1644 г., когда насельник Невьянского Богоявленского мон-ря Верхотурского инок Далмат поселился в пещере на высоком берегу р. Исети при впадении р. Течи, называвшемся Белым Городищем.

Вскоре на Белое Городище к иноку Далмату пришел нижегородский старец Иоанн; затем в пустыни стали селиться др. подвижники. По благословению Тобольского архиеп. Герасима были построены часовня, кельи, частокол.

В сент. 1651 г. постройки были сожжены войском Девлет-Гирея. Невредимой осталась лишь икона Успения Пресв. Богородицы (см. Далматская «Успения Пресв. Богородицы» икона), к-рую прп. Далмат принес в 1644 г. на Белое Городище. Этот образ стал главной святыней обители. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы. Прп. Далмат был погребен в алтаре Успенской ц., в кирпичном склепе.

Почти все деревянные постройки мон-ря были уничтожены пожарами 1707 и 1708 гг. На месте Успенского храма «в спешном порядке» (1709) была возведена брусчатая часовня над захоронением прп. ДалматаВ часовне находились реликвии, по преданию, принадлежавшие основателю мон-ря,- шлем, кольчуга (в наст. время в Свердловском обл. краеведческом музее) и схимническое облачение.

Возведение верхней Успенской ц. началось в 1713 г. во главе с Яковом Гордеевым Смирных; строительство каменного храма с деревянной трапезной было окончено к 1717 г. (освящен 13 авг. 1720). Возведение каменной колокольни над папертью было завершено к 1719 г. Архитектура храма дошла до наст. времени с существенными искажениями, его первоначальный облик можно реконструировать по описанию 1730 г.

Архитектура собора Д. м. претерпела многочисленные изменения. Во время пожара 1742 г. погибли все его деревянные элементы. Гульбище и главы были восстановлены, а вместо деревянной паперти 2-го этажа была возведена крестообразная трапезная. В 70-х гг. XVIII в. снова проводились ремонтные работы: возведение новых глав «вместо прежних неумеренно великих», причем по углам четверика были поставлены 4 дополнительные главки. В 1769-1774 гг. была построена 9-главая барочная Покровская ц. в Туринске, ставшая одним из главных архитектурных образцов для храмов Урала и Зап. Сибири, и, вероятно, именно под ее влиянием громоздкие главы собора (судя по всему, укр. типа) были заменены девятиглавием.

В тот же период было создано живописное убранство собора (не сохр.). В 1752-1755 гг. тобольскими мастерами был выполнен иконостас Успенского храма, в 1766-1768 гг.- его стенопись (художники Илья Асламов и Михаил Козмин), в 1768 г.- иконостас придела прп. Димитрия Прилуцкого (худож. Асламов). В 1771-1773 гг. Матвей Волков из Тобольска и Александр Шапочников из Верхотурья расписали деревянную трапезную верхнего храма, они же работали в нижнем храме.

В 1932 г. были уничтожены все венчающие части собора и колокольня, после размещения здесь завода «Молмашстрой» в 1945 г. собор был надстроен.

Каменные крепостные стены с воротами и бастионами возводили с 1713 г. К 1730 г. была в основном окончена вост. часть монастырских стен, в 1731-1763 гг. проводились работы в западных. В плане монастырские стены образуют неправильный шестиугольник. Входы в мон-рь были ориентированы по сторонам света, причем св. врата (20-е гг. XVIII в.) находились на углу, образованном сев.-вост. и юго-вост. стенами. Юж. стену фланкируют башни типа восьмерик на четверике с каменными шатрами (юго-вост. башня окончена к 1730, юго-зап. строилась с 1731). Сев.-вост. угол в 20-х гг. XVIII в. был оформлен бастионом, на углу, образованном зап. (разобрана в 1951) и сев.-зап. стенами, находился т. н. Красный бастион с невысоким восьмериковым завершением (разрушен в 1951). Некоторые участки стены включали жилые и служебные помещения; к кон. XVIII в. в юж. и зап. стены были встроены настоятельские, братские, т. н. мастеровые, помещения в 1-2 этажа.

Над вост. св. вратами не ранее 1722 г. была заложена ц. во имя ап. Иоанна Богослова (освящена в 1778). В 1810-1812 гг. она была разобрана, ее престол перенесен в трапезную нижней соборной церкви. Над сев., главными вратами мон-ря в нач. XIX в. была освящена новая Иоанно-Богословская ц. (1917; к 2007 отреставрирована) - одноглавый кубический храм без ярких стилистических признаков, возникший, по-видимому, при перестройке хозяйственного помещения над сев. вратами.

В 1871-1881 гг. на месте деревянной часовни над местом погребения прп. Далмата, западнее Успенского собора и на одной оси с ним, была построена летняя ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (освящена 8 мая 1881) с двумя приделами. В 20-х г. XX в. венчающие части храма были разрушены. В наст. время храм восстанавливается. В 1896 г. в честь 250-летия существования Д. м. над могилой прп. Далмата при Скорбященской ц. была возведена каменная усыпальница.

После 1918 г. по решению советских властей Д. м. предполагалось закрыть. В сент. 1922 г. В.П. Бирюков добился создания в Д. м. музея-мон-ря, к-рому был передан весь комплекс построек. В 1930 г. был закрыт музей-мон-рь, с храмов снесены купола. Насельники в основном в 1923 г. ушли в др. селения и обители, унеся с собой икону Успения Пресв. Богородицы.

В 1933 г. в Скорбященской ц. разместился колхозно-совхозный театр. В 1941 г. на территории мон-ря был образован сборный пункт для новобранцев, в годы Великой Отечественной войны действовали госпиталь, пекарня, Дом культуры, курсы усовершенствования комсостава. В 1945 г. на территории Д. м. был организован завод молочного машиностроения «Старт», в усыпальнице основателя Д. м. размещалось гальваническое производство, затем прачечная. При возведении заводских построек были уничтожены мн. здания. Активное разрушение комплекса Д. м. было остановлено благодаря деятельности ген.-майора Д. А. Терехова, добившегося в 1952 г. постановления Совета Министров РСФСР об охране монастырского комплекса. Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 дек. 1974 г. комплекс Д. м. признан памятником истории и культуры республиканского значения, а постановлением от 21 янв. 1980 г. внесен в перечень памятников культуры, подлежащих первоочередной реставрации. В 1980 г. при Далматовском краеведческом музее был создан Комитет общественного спасения мон-ря. 27 сент. 1989 г. при Скорбященской ц. была зарегистрирована приходская община, в том же году началась реставрация храма, он был заново освящен.

6 мая 1992 г. решением Свящ. Синода Д. м. был открыт, в 1993 г. вошел в состав новообразованной Курганской и Шадринской епархии. Реставрируются сохранившиеся 2-этажная каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1707-1720), действующая каменная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1871-1881) с усыпальницей прп. Далмата (1896), надвратная церковь (освящена в 1917), крепостные стены с башнями (XVIII в.), братский и настоятельский корпуса. При участии еп. Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) после завершения раскопок в усыпальнице 6 авг. 1994 г. были обретены мощи прп. Далмата, к-рые почивают в Скорбященской ц. В мон-ре имеется небольшое подсобное хозяйство, ряд мастерских.

3. 641730,Курганская обл., г. Далматово, ул. Советская, 194.

4. Первоначально в Д. м. были построены деревянные часовня и кельи. В 1651 г. во время набега калмыков постройки были сожжены, вскоре возведена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Над вост. св. вратами в 1673 г. была построена и в 1683 г. освящена ц. во имя ап. Иоанна Богослова. Монастырь был укреплен острогом с дозорными башнями. По описанию 1691 г., в ограде располагались также кельи (игуменская, старца Далмата, 4 братские), хлебная, поварня, квасная, солодовая, кожевня, погреб большой, погреб теплый, амбары и ряд хозяйственных построек, за оградой находились кузница, конский и коровий дворцы.

Нижний храм Рождества Христова - 4-столпный, 2-светный, с 3-частным алтарем и полуциркульными в плане апсидами. С запада к нему примыкает одностолпная трапезная, расширенная к югу, еще западнее - паперть с колокольней (не сохр.) над ней. С севера к основному объему нижнего храма пристроен придел св. Димитрия Прилуцкого с полуциркульной апсидой и трапезной, узкая зап. паперть придела соединена проходом с сев. стеной трапезной храма Рождества Христова. Придел был перекрыт коробовым сводом, его трапезная - сомкнутым. Впосл. здесь было устроено погребение архим. Исаака.

Верхняя Успенская ц. размещена точно над нижней, ее небольшая 5-гранная апсида - над зап. частью алтаря нижнего храма, с к-рым она соединяется внутристенной лестницей. Успенский храм - бесстолпный, 5-главый, с боковыми главами на световых люкарнах, расположенными по сторонам света. Люкарны включены в своеобразные фронтоны, построенные по принципу разорванного завиткового очелья. Между верхней церковью и колокольней находилась узкая деревянная паперть с кровлей на каменных столбах. Сев. и юж. двери вели из храма и с паперти на гульбище, устроенное на сводах трапезной нижнего храма, а также на сводах придельной паперти и трапезной (с севера) и балконе-галерее (с юга). С сев.-зап. стороны храма находилось каменное крыльцо (перестраивалось, разрушено в 20-х гг. XX в.) с 2-пролетной деревянной лестницей, ведшей на паперть верхнего храма. Шатровая колокольня высилась над каменной палаткой-книгохранилищем, устроенной над зап. папертью.

В декоре наряду с нарышкинскими формами присутствуют элементы узорочья, характерные для Соликамска: «жучковый» орнамент во фризе, наличники с 3-лопастными очельями, профилированные лопатки с вставками-ширинками («изразец» выполнен в кирпиче).

5. Источниками сведений по истории Д. м. являются написанное сыном прп. Далмата архим. Исааком (Мокринским) «Известие об основании Далматовского монастыря» (Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря. 1992. С. 184-186), а также документы архива Д. м. (ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224) и фонда Сибирского приказа (РГАДА).

6. Фото

!http://nashural.ru/Goroda_i_sela/images/dalmatovo-2.jpg(Далматовский монастырь)!

!http://nashural.ru/Goroda_i_sela/images/dalmatovo-5.jpg(Далматовский монастырь)!

!http://dalmat.su/images/istorija_statii/15.jpg(Далматовский монастырь)!

Отзывы


  • МИР В ДУШЕ

    Автор: Штолер Елена Дата: 01.08.2015 г.

    В этом святом месте чувствуешь МИР в душе. Приезжать нужно всей семьей и останавливаться в гостинице при монастыре. Мы были с детьми и внуками, все мы исповедовались и причастились. Внуки просили нас еще остаться на несколько дней, этого мы не ожидали, думали будут "канючить", проситься быстрее в город (одна внучка из Питера, другая из Каменска-Уральского). Мы даже не надеялись, что они пойдут на исповедь, а тут такое... Отключаешься от всей суеты, и отношения между детьми и внуками становятся более спокойными и доверительными, даже разговаривать начинаешь более тихо и "ласково" - с ЛЮБОВЬЮ. С П А С И Б О.

Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.

Бронирование


Для данного объекта функция бронирования временно недоступна.

Реклама



 
Загрузка...