0 | 0 |
Для голосования необходимо зарегистрироваться |
Центральный ФО, Ярославская область, Переславский р-н, с. Веськово
Центральный ФО, Ярославская область, г. Переславль-Залесский
Церковь Ильи Пророка - выдающийся памятник русской художественной культуры XVII столетия, вписавший ярчайшую страницу в развитие ярославской школы архитектуры и живописи. Церковь была построена в 1647-1650 гг. на месте двух деревянных храмов на средства богатейших местных купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных. Возведенная первоначально на территории усадьбы храмоздателей, после реконструкции Ярославля по плану 1778 г., Ильинская церковь стала центром административной площади, одним из главных архитектурных сооружений города. В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы.
h1. Исторические события, связанные с объектом (даты постройки, основания).
Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.
Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений.
Церковь Ильи Пророка — храм в центре Ярославля на Советской площади, выдающийся памятник архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. Находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника.
h1. Описание объекта (краткая характеристика внешних черт, автор, дата сооружения, материал изготовления, размеры, тексты надписей на памятнике).
Церковь Ильи Пророка была построена в 1647—1650-х годах на средства богатейших и именитых ярославских купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных, которые занимались торговлей мехами, церковной утварью и драгоценными камнями. Они являлись поставщиками товаров для царского и патриаршего дворов и были лично знакомы с первыми Романовыми — царями Михаилом Федоровичем и Александром Михайловичем. Церковь была построена на скрипинском подворье, которое в те времена было расположено в самом центре Земляного города, на оживленной Пробойной улице, неподалеку от обширной торговой площади. Рядом с подворьем стояли две деревянные церкви — холодная во имя Пророка Ильи и теплая Покрова Богоматери. Только после перепланировки улиц Ярославля в конце XVIII столетия Ильинская церковь оказалась на открытой для обозрения площади — Ильинской, а потом Советской.
О братьях-строителях храма известно не так уж много. Они знали грамоту — об этом свидетельствуют их автографы и пометы в «Книге церковного строения», составленной ими по окончании строительства Ильинского храма. Кроме того, они обладали художественным чутьем и вкусом, были знакомы с творчеством лучших мастеров из разных русских городов.
Ильинская церковь стала их поистине любимым детищем. Братья руководили строительством и украшением на всех этапах трехлетнего строительства. К завершению строительства храма патриарх Иосиф, с дозволения царя Алексея Михайловича, даровал Скрипиным редчайшую священную реликвию — частицу ризы Христа, которую в 1625 году посол персидского шаха Аббаса торжественно вручил в Москве патриарху Филарету.
Получив столь значимую не только для прихода, но и для всего Ярославля святыню, братья произвели перестройку церкви и возвели шатровый Ризоположенческий придел.
Украшение церкви было также выполнено братьями необычайно богато. В состав центрального иконостаса вошли три иконы XVI века, остальные были заказаны ярославской и костромской артели. Храм украсили и любовно собранные Скрипиными иконы домашнего моления, которые располагались в центральном храме и Ризоположенческом приделе. Большинство икон имели великолепное убранство: серебряные оклады, венцы и цаты, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями. Не менее роскошными были и церковная утварь, облачения священников, покровы и пелены из атласа и бархата. Освещали центральный храм большое медное паникадило весом в 10 пудов и три паникадила меньших, весом по 5 пудов каждый. На колокольне Скрипиными было поставлено 5 колоколов от 106 пудов до 25 и 5 колоколов были перенесены со старой колокольни — «от меньших зазвонных до пятого колокола, что прежде был благовестный». Вокруг церкви Ильи Пророка была построена ими каменная ограда, к которой примыкали два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников.
Скрипины позаботились о содержании храма. Там они устроили и свою домовую церковь, с расположенной под ней семейной усыпальницей, где первые захоронения их близких произошли еще при жизни Скрипиных. Братья умерли, не оставив после себя наследников — Иоанникий в 1660 году, Вонифатий — в 1661. В родовой всего же в усыпальнице восемь захоронений и семь надгробий.
Работа над отделкой храма продолжалась и после смерти братьев на протяжении второй половины XVII — начала XIX века. Жена Вонифатия Скрипина Иулита в 1680 году, незадолго до смерти, заказала росписи центрального храма. В конце XVII века по инициативе и на средства земского старосты Ивана Мякушкина был сооружены резные новые иконостасы в стиле московского барокко в Покровском приделе и в центральном храме. Работы выполнял столяр Толгской слободы Иван Якимов. В 1697 году были выполнены росписи теплого Покровского придела артелью местных мастеров, во главе которой стоял предположительно Федор Федоров. В начале XVIII столетия украшены стенным письмом галерея и приделы — Ризоположенский и Гурия, Самона и Авива.
Архитектурный облик Ильинской церкви сохранился без больших изменений. Первые перестройки коснулись кровли — изначально храм имел декоративное позакомарное покрытие, которое в начале XVIII века заменили четырехскатной тесаной кровлей. Центральная глава была покрыта по каркасу белым железом, а боковые и главы придельных храмов и колокольни — зеленой поливной черепицей, в 1857 году все главы четверика перекрыты железом и окрашены в зеленый цвет. Небольшие перестройки коснулись северного придела Гурия, Самона и Авива: в XIX столетии заменены кокошники на четырехскатную кровлю. Более значительные переделки были проведены в южном Покровском приделе: в 1807 году растесаны и увеличены по высоте окна, крыша перекрыта железом, при этом ее форма изенена на более крутую, разобраны две кирпичные стенки с фронтонами «яко ненужные» и кирпичная глава.
На протяжении XIX столетия несколько раз (в 1839, 1843, 1846, 1853, 1871 годах) росписи Ильинской церкви подвергались тем или иным поновлениям, в целом, не значительным.
Однако к концу XIX века церковь сильно обветшала, и в начале XX века в ней начали проводится большие реставрационные и ремонтные работы по инициативе и на средства ярославского предпринимателя и мецената Ивана Александровича Вахромеева. Этот богатый, незаурядный и интереснейших во всех отношениях человек, коллекционер и член многих научных обществ, широко известный также своей благотворительной деятельностью и деятельностью по восстановлению других храмов, всерьез берется за реставрацию Ильинской церкви. О масштабе проведенных работ повествует дошедший до нас перечень: «крыша и главы были покрыты новым металлом и окрашены, все кресты на главах вызолочены, все деревянные рамы в окнах заменены железными, с северной и западной стороны под стены храма подведен новый фундамент, деревянная площадка у входа в церковь заменена мраморной, наружные деревянные двери заменены железными решетчатыми со вставными стеклами, все наружные стены оштукатурены и отбелены. Вся стенопись промыта, шляпки гвоздей, державших штукатурку, очищены от ржавчины, поврежденные изображения, в следствие отставшей штукатурки, восстановлены, весь иконостас переклеен и вызолочен с исправлением утратившейся резьбы, все иконы прочищены и приведены в первоначальный вид, для шести икон сделаны новые рамы с резьбой древнего рисунка, все полы — и деревянные и чугунный в летней церкви заменены лещадными из огнеупорного кирпича» и т.д.
Благодаря стараниям И. А. Вахромеева, специалистов, проводивших ремонтно-реставрационные работы, церковь Ильи Пророка преобразилась. Реставрация Ильинского храма была уникальной во многих отношениях, она являлась первой в Ярославле, одной из первых в России, проведенной в таком полном объеме. Выполнялась она на достаточно высоком научном и техническом уровне, если учесть, что большого реставрационного опыта еще не было накоплено. Следует отметить доброкачественность работы, многое из того, что было тогда сделано — и лещадные полы, и рамы, и двери, и лестница, и ограда — сохранилось до настоящего времени.
После революции в 1920 году церковь Ильи Пророка не избежала участи многих русских храмов и была закрыта и передана Ярославскому научно-историческому обществу под музей. В мае 1922 года храм был взят на учет в губернском историческом музее, ему была присвоена высшая категория. В этом же году проводилось изъятие церковных ценностей.
Церковь Ильи Пророка была открыта для посетителей до начала 1930-х годов. Затем этот один из лучших памятников архитектуры и живописи ХVII века в России стал использоваться, в основном, как складское помещение. Подклетные палатки были сданы в аренду, в центральном и придельных храмах разместились фонды музея и мастерская Обллита, работа которой оказывала вредное воздействие на стенописи церкви. Но закрытие церкви было только первым шагом. В 1920—1930-е годы в городе необычайно активизировалась деятельность Союза воинствующих безбожников, и наиболее активные его члены начали кампанию за снос церкви Ильи Пророка. Только усилиями сотрудников сектора архитектуры Главнауки П. Д. Барановского и Н. Н. Померанцева, спасших немало церквей в России, и активным протестом сотрудников музей ( в особенности исполняющим в то время обязанности директора музея Н. В. Кузнецовым) храм был спасен.
В конце 1930-х годов в Ильинской церкви создается областной антирелигиозный музей, директоом которого становится В.М. Королев, один из организаторов союза воинствующих безбожников Ярославской области.
14 июня 1938 года областной отдел народного образования отдает приказ о создании в храме антирелигиозного музея в крайне сжатые сроки. Тематико-экспозиционный план не сильно отличался от уже существующих в подобных музеях и включал такие темы как «Строение мира и происхождение солнечной системы», «Происхождение и развитие жизни на земле», «Происхождение религии и религиозных верований», «История религий в древнем мире», «Пережитки идолопоклонства», «Ярославский белогвардейский мятеж и церковники», «Победа социализма в СССР и отход масс от религии» и др. Королев спешно проводит несколько экспедиций по районам Ярославской области для сбора экспозиционного материала. В церквях, предназначенных к ликвидации, собраны иконы, церковная утварь, деревянная скульптура, фрагменты иконостасов. Из церкви Николы Мокрого поступили два моленных места — уникальные образцы барельефной деревянной резьбы XVII века, была подобрана небольшая коллекция колоколов.
Экспозицию предстояло устроить в центральном храме и на галерее церкви, на фоне великолепных росписей. Союз воинствующих безбожников предложил сбить полностью все стенописи, но, к счастью, Ковалев на этот шаг не пошел, а попытался даже включить фрески в экспозиционный ряд.
Своей большой заслугой Ковалев считал установку маятника Фуко в церкви Ильи Пророка — это был третий по счету маятник Фуко в СССР после Ленинграда и Свердловска. За организацию маятника он получил значок атеиста-отличника, а также почетную грамоту союза воинствующих безбожников.
Антирелигиозный музей просуществовал в Ярославле всего около трех лет, затем началась Великая Отечественная война, Ковалев был отправлен на фронт, и музей закрыли.
После войны церковь Ильи Прока использовалась, в основном, как фондовое помещение ярославского краеведческого музея. В 1955 году памятник решили открыть для посетителей, однако состояние настенной живописи, иконостасов и икон к этому времени было очень тяжелым.
В июле — августе 1955 года под руководством художника — реставратора В.Г.Брюсовой велись работы в главном храме и приделе Варлаама Хутынского. Ввиду срочности, реставрация фресок проводилась только до высоты четвертого яруса. За это время стены были промыты от поверхностных загрязнений, укреплен красочный слой, выполнены тонировки в местах осыпи, удалены записи на орнаментальном ярусе. В 1956 году такой же объем работ проводился в приделах, немного ранее — на галерее. Одновременно велась чистка икон, иконостасов. Когда основные реставрационные работы были закончены, церковь была открыта для посетителей как самостоятельный музейный объект.
В 1960 году было восстановлено черепичное покрытие глав колокольни и Ризоположенского придела, позолочены все кресты, отремонтирована решетка вокруг храма. С тех пор на памятнике велись регулярно те или иные ремонтные работы. В 1990 г. начались, и продолжаются до настоящего времени реставрационно — консервационные работы по укреплению живописи центрального храма бригадой ярославских художников — реставраторов под руководством Е. Б. Черняева.
В 1989 г. главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящен, и с этого времени в летний сезон в храме проводятся церковные службы по большим христианским праздникам. С 1996 г. проводится архитектурная реставрация памятника: вычинка кирпичной кладки, замена кровельного покрытия на всех объемах, покраска стен и т.д.
h1. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных (библиографическое описание литературных и архивных материалов).
Фрески — главное украшение Ильинской церкви — представляют собой цельное художественное выражение идеи храма и отличаются большим разнообразием сюжетов.
Они написаны в два летних сезона 1680—1681 годов знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным «со товарищи», среди которых были и ярославские мастера. В числе работ прославленных мастеров росписи Троицкого собора Даниловского монастыря в Преславле-Залесском, церкви Воскресения в Ростовском кремле, комплекса Московского Кремля, храмов Костромы и др.
Традиционным для ярославско-костромской школы живописи является изображение библейских и евангельских сюжетов в образах окружавшей художников русской действительности. Волы запряжены в обыкновенную конскую упряжь, с хомутом. Каин и Авель, жители древней Иудеи и Самарии, облачены в русские сарафаны и рубахи. Великолепно и подлинно реалистично изображена мирная и поэтичная сцена жатвы, ставшая хрестоматийно знаменитой.
Росписи стелются по стенам храма широкими полосами или фризами. Самый нижний ряд украшен так называемыми орнаментальными «полотенцами» и часто поновлялся, так как оказывался стерт одеждой прихожан. Кроме нижнего, орнаментального яруса, роспись делится еще на пять поясов. Своды и два верхних яруса (шестой и пятый снизу) посвящены евангельски сюжетам. Следующий — четвертый снизу — ярус иллюстрирует «Деяния апостолов». Третий снизу пояс содержит «храмовые» изображения, повествующие о житии Ильи Пророка, а второй снизу — сцены из жизни Елисея, ученика Ильи.
И в Ильинском, и в елисеевском фризе основное место занимают изображения чудес: воскрешение мертвых, исцеления больных, помощь бедным. Но наиболее интересны в росписях не сами чудеса, а обстоятельства, в которых они происходят. Художники детально прорисовали бытовые детали, тем самым как бы приземляя, «обмирщая» религиозную тематику и предоставляя возможность воссоздать условия жизни на Руси в XVII веке.
Одна из главных сцен этого «храмового» фриза церкви Ильи Пророка - упомянутая выше «Жатва», часть повествования о рождении сына у бедной самаритянки, о внезапной смерти ребенка и чудесном воскресении мальчика пророком Елисеем, учеником Ильи. Так, например, показаны подробности купания мальчика и хозяйственных хлопот одной из служанок. Центром соседней композиции, посвященной смерти ребенка, стала христоматийная сцена жатвы. В этой сцене ярче всего проявилось мировосприятие авторов росписи, их эпический подход к повествованию. Фрески величественны, как народные былины, поражают своим колоритом и обилием деталей.
На северной стене (третий ярус снизу) представлена сцена пахоты, ставшая частью сюжета о выборе Илией ученика — крестьянского сына Елисея. На западной стене интересно изображение исцеления Елисеем прокаженного сирийского начальника Немана — сам Неман сидит на фоне голубого занавеса в удивительно красивой золотой колеснице с белыми конями.
Галереи и Ризоположенский придел были расписаны ярославскими живописцами в 1682 году и частично дополнены в 1716 году. Эти росписи, конечно, намного проще живописи основного храма и отчасти смахивают на народный лубок. Ризоположенский придел напоминает о реликвии, хранившейся в церкви Ильи Пророка — частице Ризы Господней. Сюжеты стенописи Ризоположенско-го придела как раз и повествуют об истории обретения Ризы и о передаче ее царю Михаилу Федоровичу.
h1. Отличительные признаки объекта, степень уникальности.
Всего приделов в храме три: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии — частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).
В храме Ильи Пророка расположены целых пять иконостасов, о каждом из которых стоит упомянуть отдельно.
Иконостас центрального храма.Ильинский иконостас по праву считается одним из лучших примеров русских иконостасов XVII столетия. Первоначально он был тябловым — состоял из четырех брусьев, украшенных травным орнаментом на серебряном фоне, на которых стояли иконы. Ныне существующий иконостас выполнен в стиле московского барокко и сооружен предположительно в 1696 году ярославским мастером Ильей Якимовым.
Высокий, шестиярусный, он имеет четкое горизонтальное деление, характерное для тябловых иконостасов, но выступающие карнизы нарушают плоскостное решение, создавая впечатление легкого движения. Крупная, сочная, высокорельефная и сквозная резьба выполнена выразительно: круглые колонки между иконами имеют резные капители и украшены пышной вьющейся золоченой виноградной лозой с серебристыми гроздьями винограда.
В состав центрального иконостаса входит около 100 икон, различных по времени создания — это иконы местного, праздничного, деисусного, вкладного, пророческого и праотеческого ярусов. Слева от царских врат находится икона «старого мирского строения» и «Богоматерь Тихвинская» XVI века.
Ряд местных икон, среди которых «Спас Смоленский» справа от царских врат, шесть вставных икон в царские врата, северная дверь с легендой о просфоре, над ней — небольшая икона «Эммануил с двумя ангелами» — принадлежат к числу первоначального декоративного убранства иконостаса и упоминаются в «Книге церковного строения», составленной Скрипиными после окончания строительства храма. Их отличает определенное стилистическое единство, они принадлежат кисти ярославского художника Стефана Дьяконова и мастеров его круга.
После «великого» пожара в Ярославле летом 1658 года Скрипины пригласили из Великого Устюга известного художника Федора Зубова, ставшего впоследствии жалованным иконописцем Оружейной палаты, руководителем иконного цеха царских изографов. Вероятно, именно его кисти принадлежат такие иконы местного яруса, как «Благовещение», «Покров», «Вознесение», «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» и храмовая икона «Илья Пророк в пустыне», объединенных мягкой, изысканной манерой письма, отточенным рисунком, легким, прозрачным колоритом.
Иконы верхних ярусов, созданные в 1660-х годах, отличаются стройными пропорциями фигур, красивым линейным ритмом, просветленным колоритом.
Небольшие вкладные иконы моленного ряда скрипинской поры были утрачены и в XIX веке заменены новыми. Кроме того, все иконы центрального иконостаса неоднократно поновлялись и реставрировались.
Иконостас придела Варлаама Хутынского.Иконостас в приделе состоял преимущественно из глухих, без резьбы, царских врат, на которых написаны в хорошей строгановской манере «Благовещение» и четыре евангелиста, нескольких икон и северной двери с изображением Благоразумного разбойника. Царские врата входили в состав центрального иконостаса до его поновления в 1660-х гг., сейчас хранятся в фондах ярославского музея-заповедника.
Иконостас Покровского придела.Первый иконостас придела, сооруженный к освящению храма в 1650 году — тябловый — был, по-видимому, выполнен артелью ярославских мастеров. В 1695 году его заменили новым барочным. Затем, в конце XIX века барочный иконостас также был разобран и снова заменен на резной, выполненный в русском стиле русском стиле. Резьба низкая барельефная, рельеф покрыт сусальным золотом, фоновые части раскрашены в красный, синий, зеленый цвет. Цокольную часть иконостаса украшают расписные деревянные панели.
Здесь мы видим редкий для Ярославля тип смешанного иконостаса: он включает один ярус икон (местный чин) и два верхних яруса с изображением двунадесятых праздников, написанных на алтарной преграде. Четыре большие иконы и царские врата иконостаса были написаны в XVII веке и предположительно принадлежат кисти Федора Зубова. За правым клиросом стояла икона «Илья Пророк» XVI века, которая была местным храмов «Святой Вонифатий» второй половины XVII века. Сейчас обе иконы хранятся в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике.
Иконостас Ризоположенского придела.Первоначальный тябловый пятиярусный иконостас был создан вскоре после постройки храма и служил единственным украшением Ризоположенского придела до его росписи в начале XVIII века. Ныне существующий иконостас был выполнен по типу первоначального, в московской мастерской иконописца-реставратора М.И.Дикарева в 1904 г.
Иконостас состоит из расписного нижнего яруса и 4 рядов расписных брусьев, на которых стоят иконы. В 1904 году тябла были расписаны темперными красками, нижний ярус — маслом.
Царские врата являются также копией древних врат и состоят из двух створок. Вся их поверхность покрыта изящной мелкой резьбой в технике невысокого рельефа. Выпуклые участки резьбы позолочены сусальным золотом, тоновые раскрашены в синий, красный, голубой и зеленый цвета. В резьбе использованы ренессансные мотивы: опахало, цветы — пальметки, стилизованная виноградная лоза.
В иконостасе стояли 68 икон, написанных ярославскими и костромскими мастерами в 1650-60-х годах. Традиционный пятиярусный иконостас (местный ряд, деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий) был дополнен небольшими вкладными иконами, размещенными над местным чином. Однако сейчас значительная часть икон, в частности праздничного, местного ярусов, и вкладные иконы, утрачены.
Иконостас придела Гурия, Самона и Авивы.Первоначальный иконостас был тябловым (за ныне существующим сохранились расписные брусья).
Иконостас смешанный: два нижних яруса — иконы, два верхних — написаны на стене (пророки и праотцы). Иконостас расписной, поздний — XIX века. В него были включены древние царские врата XVI века, с низкой барельефной резьбой, указанные в описи Скрипиных как перенесенные из деревянной церкви. Врата покрыты сплошным растительным орнаментом, местами позолоченного и посеребренного.
В Ильинском храме можно видеть интереснейшие образцы деревянной резьбы не только в иконостасах. Поскольку церковь была убрана с редкой роскошью и великолепием, здесь были и драгоценная церковная утварь, и парчовые облачения, и подвесные пелены, иконы и книги в серебряных окладах. К сожалению, значительная часть серебряной утвари и драгоценные оклады были утрачены еще в 1920-е годы, а облачения, пелены разошлись по другим храмам. Более полно сохранились иконы и резьба по дереву.
Большой интерес представляет надпрестольная сень, которая висит в алтаре Ильинской церкви — непревзойденное произведение монументальной резьбы по дереву. Ее отличает легкий, изящный силуэт, удивительно правильные пропорции, великолепная тонкая резьба, покрывающая все элементы сени. Основной мотив резного орнамента - «травы разметные» — вьющиеся стебли с сочной листвой, цветами и плодами. В него вплетены изображения реальных и фантастических птиц — голубей, орлов, попугаев, птиц Сиринов. Особое внимание привлекает птица Неясыть, разрывающая грудь, чтобы накормить своей кровью птенцов.
Дату сени можно узнать из надписи по ее карнизу: «Лета 1657 сделана сия сень в церковь Пророка Ильи при державе Государя Царя Алексея Михайловича, пресвятейшем патриархе Никоне и преосвященном митрополите ростовском и ярославском». Выполнена сень местными резчиками, по конструкции — это оригинальное и гармоничное сооружение, нижняя часть ее в плане представляет квадрат, к сторонам которого подвешены сдвоенные полукружия, завершает сень стройный шатер с резной главкой.
Другими примерами уникальных по форме и значению образцов резьбы в Ильинской церкви являются так называемые моленные места — своеобразные соединения надпрестольной сени и трона. Они были выполнены ярославскими резчиками для церкви Николы Мокрого в 1650-х годах, по преданию, для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. В Ильинский храм они были перенесены в 1938 году к открытию антирелигиозного музея. Непосредственным образцом для создания моленных мест послужило царское место Ивана Грозного 1551 года в Успенском соборе Московского Кремля.
Места состоят из двух частей — квадратного в плане, огороженного с двух сторон невысокими резными стенками помоста, и шатрового завершения на четырех столбиках. Архитектурная форма шатров как бы растворяется в безмерном разнообразии кокошников, башенок и херувимов. По всей видимости, сень, и места выполнены одной артелью резчиков — очевидно множество общих черт как в богатстве орнаментов, покрывающих все архитектурные детали, так и в композиции и мотивах резьбы.
Стоит обратить внимание и на другие образцы резьбы по дереву, которые хранятся в церкви Ильи Пророка, — на запрестольный крест, высокие подсвечники и скульптурных львов с подножья моленных мест. Все эти произведения отмечены высоким вкусом и мастерством.
h1. Состояние объекта и степень сохранности.
Храм Ильи Пророка в Ярославле ценен тем, что он почти полностью сохранил свой первоначальный облик. В 1920 г. церковь Ильи Пророка в Ярославле была закрыта. В послевоенные годы храм отреставрировали, он был открыт для посетителей как музейный объект. В 1989 г. главный престол церкви был вновь освящен, и с этого времени в летний сезон в храме Ильи Пророка в Ярославле проводятся церковные службы по большим христианским праздникам. Также сейчас храм является филиалом Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Реставрационные работы в храме продолжаются и по сей день.
h1. Охрана памятника (кем и как охраняется).
Сейчас храм является филиалом Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Реставрационные работы в храме продолжаются и по сей день.
Храм включен в список объектов культурного наследия Российской Федерации, объект № 7610065000.
Пока нет ни одного отзыва
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.