Кафедральный собор

Кафедральный собор Кёнигсберга

Адрес: Северо-Западный ФО, Калининградская область, г. Калининград, остров Канта
Тип: Католицизм, Концертные залы, Памятники истории
Отзывы: всего (0)

Информация


0 0
Для голосования необходимо зарегистрироваться

Выгодное предложение


Бронирование


Фотографии



Назначение (характер современного применения):

Сейчас в помещениях Кафедрального собора располагаются православная и протестантская часовни, а в башенной части Собора расположен музей, где представлены экспозиции «Кафедральный собор. Возрождение из руин», «История острова Кнайпхоф» и «Иммануил Кант и его город».

Краткая историческая справка:

В Калининграде на центральном острове, образуемом двумя рукавами, Преголи, сохранились руины Кафедрального собора – памятники немецкой архитектуры 13 – 14 веков, выполненного в стиле северной готики. Дата строительства собора документально не зафиксирована. Предположительно, это 1297 – 1302 годы. Длина здания – 88 метров, ширина – 25 метров, высота в средней части – 32 метра. Юго-западная башня до 1944 года имела высокую красивую крышу, которую увенчивал остроконечный шпиль. В 1994 году он восстановлен.

Общие сведения:

Кафедральный собор сегодня — это многофункциональный культурный центр, состоящий из академического концертного зала, где находится самый большой в России уникальный органный комплекс, и музея имени И. Канта. Вокруг собора на острове Канта разбит Парк скульптур. Расположение в самом сердце Кёнигсберга-Калининграда, на уничтоженном английской авиацией в 1944 году острове Кнайпхоф, а также мемориальное захоронение Иммануила Канта у северной стены и драматическая история разрушения и возрождения сделали Кафедральный собор символом города, его архитектурной доминантой и главным местом притяжения для всех, кто приезжает в Калининград.

В собрание музея имени И. Канта входят разнообразные экспонаты, связанные с историей Кёнигсберга-Калининграда, с жизнью и научной деятельностью великого немецкого философа.

Уникальный органный комплекс Кафедрального собора состоит из двух органов - большого и малого хорового. Это механические инструменты с добавлением электроники, изготовлены немецкой органостроительной фирмой «Alexander Schuke». В штате Собора – два органиста. Дневные органные мини-концерты (40 минут) проходят ежедневно и пользуются огромной популярностью у гостей региона. Вечерние концерты один-два раза в неделю играют приглашенные органисты. Уникальный органный комплекс Кафедрального собора привлекает к себе внимание ведущих российских и европейских музыкантов.

Собор стал местом проведения многих фестивалей, на сцене самого большого в регионе академического концертного зала (700 мест) выступают всемирно известные исполнители, лучшие оркестры и хоровые коллективы. Кафедральный собор традиционно принимает у себя Международный конкурс органистов имени М. Таривердиева.

1. Полное наименование объекта

Кафедральный собор

2. Местонахождение объекта

г. Калининград, остров Канта

3. Исторические события, связанные с объектом (даты постройки, основания).

Первый кафедральный собор строился между 1297 и 1302 годами в юго-западной части Альтштадта. После смерти епископа Зигфрида (при котором началось строительство собора) новым епископом стал Иоганн. Он счёл уже построенный собор слишком маленьким. По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города — на острове Кнайпхофе.

Точная дата начала строительства собора на новом месте неизвестна. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года (первое упоминание в документах). В этот день магистр Тевтонского ордена дал добро на продолжение строительства собора. Дело в том, что сначала проект предполагал строительство собора-крепости: всё-таки только что завоёванная территория, но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на то разрешения, сказав, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка». Таким образом приостановленное строительство было возобновлено, но теперь собор возводился уже исключительно в виде культового сооружения. В связи с ненадёжным грунтом острова под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай.

Интересно, что материалом для нового собора (на острове) стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён. Специально для доставки их на остров через Прегель был построен мост (названный Cоборным), а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота (тоже получившие название Соборных). Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позже был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота благополучно простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года. Интересно пометить, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга, ставшая поводом для создания теории графов!

Формально датой завершения строительства считается 1380, но работы в соборе продолжались и позднее. И не только по внутреннему оформлению (так, между 1380 и 1400 годами нефы собора были расписаны фресками). В 1553 году к фасадам собора были пристроены башни (на шпиле одной из них был установлен флюгер-русалка).

Сначала собор был однонефным, но потом к его западной части пристроили трёхнефный корпус. В орденские времена эти две части церкви были разделены: в однонефной части (известной как Высокие хоры) молились рыцари, в трёхнефной (Низкие хоры) — обыкновенные прихожане.

В 1519 году в соборе прошла последняя католическая служба, а уже через четыре года здесь состоялась первая евангелическая проповедь на немецком языке.

В 1528 году собор стал кнайпхофской приходской кирхой (и собственностью города Кнайпхофа). Вскоре по соседству с собором возникает здание университета Альбертина, собор выполняет функции университетской церкви, а с 1650 в южной его башне располагается Валленродская библиотека, уникальное собрание старинных книг и манускриптов. Связывает Собор и университет профессорская усыпальница, в которой с 1558 хоронили профессоров Альбертины. Иммануил Кант был последним, кто обрёл там покой. К 200-летию со дня рождения философа в 1924 с восточной стороны собора был воздвигнут мемориальный портик «Стоа кантиана» (автор — архитектор Фридрих Ларс). Также в соборе был похоронен герцог Альбрехт и многие его родственники, фамильная усыпальница которых находится там же. Фрагменты надгробия Альбрехта сохранились в соборе до сих пор.

В 1640 году в башне собора были установлены часы с боем, а в 1695 в соборе появился орган.

В 1833 году собор был в первый раз отреставрирован, а в 1888 году там был установлен новый орган.

Между 1901 и 1907 годами Рихардом Детлефсеном, провинциальным консерватором (так в Германии называют чиновников, следящих за сохранением памятников культуры) была проведена очередная реставрация собора. При этом западному (главному) фасаду вернули черты XIV века, которые были уже к тому времени приметно изменены различными перестройками.

Во время бомбардировок 1945 церковь почти целиком выгорела, но само здание устояло. Во время разгула пламени партийные власти запретили гасить собор пожарным, однако кёнигсбержцы пытались гасить храм своими силами. Впрочем, спасти убранство им не удалось: всё оно погибло в огне.

За свою долгую «немецкую» историю собору приходилось быть не только культовым сооружением. Строительство ещё не было завершено, а собор уже успел побывать… конюшней! Дело в том, что в 1344 году граф Вильгельм IV Голландский попросил у тогдашнего епископа разрешения провести зиму в соборе вместе со своими лошадьми — и в разрешении ему не было отказано. А в 1807 году часть собора (вернее — фамильная усыпальница Альбрехта) была превращена французами в военную тюрьму.

После войны собор оставался огромной руиной. Власти его в лучшем случае «терпели», так как он (как и все довоенные сооружения) считался «символом прусского милитаризма и фашизма» и чуть ли не «бельмом на глазу нового социалистического города». Собор не снесли только потому, что у его стен был похоронен Кант.

В 1960 году собор получил статус памятника культуры республиканского значения, но никаких мер по сохранению зданию предпринято не было: руины продолжали обрушаться. Только в 1976 году была предпринята попытка реставрации собора. Впрочем, от этой реставрации было больше вреда, чем пользы. В её ходе был разрушен сохранявшийся со времён войны фронтон северной башни собора. Сильно пострадали напольные эпитафии внутри собора.

С новой энергией дебаты о будущем собора начали разгораться с началом перестройки. Предлагалось несколько вариантов:

Восстанавливать собор на немецкие финансы. Этот вариант, наиболее реальный, (фактически позже реставрация финансировалась в основном из Германии) тогда вызывал много нареканий. Многие опасались, что восстановление собора за немецкие финансы станет началом «ползучей оккупации» Калининграда немцами.

Законсервировать руины не восстанавливая, как своеобразный мемориал войне (подобные преднамеренно не восстановленные руины можно увидеть, к примеру, в Англии)

Передать собор католической общине. Данный вариант был довольно слабым, так как католическая община Калининграда невелика (в основном этнические поляки и литовцы, а также выходцы из Западной Украины и Белоруссии). К тому же большую часть свой истории собор был не католическим, а протестантским храмом. Выдвигались также предложения о превращении собора в своеобразный межконфессиональный центр-храм, где рядом могли бы молиться католики, православные и протестанты.

Восстанавливать собор поэтапно, по мере поступления средств.

ХРОНИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ СОБОРА:

В 1992 году восстановлением собора занялась фирма «Кафедральный Собор» под руководством Игоря Александровича Одинцова. После комплексного исследования руин собора в 1993 году начались консервационные работы, а в 1994 — реставрационные (башни собора). 21 июня того же года было произведено монтирование шпиля собора, при этом для установки сегментов шпиля на барабане башни использовались вертолёты балтийского флота.

В 1995-1996 годах проводилась реставрация эпитафий собора и надгробия Канта. По осени 1995 года на башне собора были установлены часы и четыре колокола. Данные часы являются самыми точными часами Калининграда, так как за «фасадом» повторяющим образ часов, погибших во время войны, скрывается современнейший часовой механизм, сверяющий время по спутнику. Часы были выпущены известной фирмой «Сименс».

Между 1996 и 1998 годами велись работы по восстановлению кровли собора. В целях её облегчения она выполнена из меди, а не из черепицы, как оригинальная.

Восстановление крыши собора. 1997 год.

В сентябре 1998 года на малой башне были подвешены два колокола. В конце 2005 года был восстановлен интерьер Валленродской библиотеки, до войны располагавшейся в соборе. Эти работы были выполнены за три месяца калининградскими мастерами резьбы по дереву.

Однако нынешняя реставрация вызывает много нареканий. Достаточно сопоставить современный вид собора с довоенными фотографиями, чтоб удостовериться в том, что реставраторы далеко не всегда восстанавливают собор в точном соответствии с довоенным состоянием. О восстановлении внутреннего убранства даже и не идёт речи (впрочем, расходы на восстановление убранства были бы слишком высоки).

СОБОР КАК КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ ЦЕНТР:

Собор восстанавливается как культурно-религиозный центр. Сейчас в восстановленном здании Собора располагается Евангелическая и Православная часовни, а также музей Собора и музей Иммануила Канта.

Первое послевоенное богослужение у стен восстанавливаемого собора состоялось в пасхальное воскресенье 1992 года. Торжественные богослужения проходили в соборе и позднее. Одно из них, состоявшееся в 1994 году было посвящено 450-летию Альбертины (кёнигсбергского университета). 7 мая 1995 года состоялось совместное богослужение представителей трёх христианских конфессий — православных, католиков и протестантов.

В соборе регулярно проводятся концерты классической и религиозной музыки.

СОБОР КАК ТОВАРНЫЙ ЗНАК:

В 2002 году архитектурный образ собора был зарегистрирован в Министерстве культуры как товарный знак. Таким образом ГУК «Кафедральный собор» должно получать 0,5 % дохода, получаемого при коммерческой деятельности, связанной с эксплуатацией изображения собора, к примеру с продажи открыток и любых товаров носящих изображение собора (к последним относятся, в частности, пачки сигарет «Соборные» и водки «Восточнопрусская». Как утверждает директор ГУК «Кафедральный собор», вырученные таким образом средства пойдут на реставрацию собора.

4. Описание объекта

Богатое убранство собора было практически полностью уничтожено (сгорело) во время Второй мировой войны. Сохранились только некоторые каменные эпитафии. Наиболее примечательная из них — эпитафия — надгробный памятник герцога Альбрехта Гогенцоллерна работы фламандского архитектора и скульптора Корнелиса Флориса (архитектор Антверпенской ратуши). Эпитафия выполнена в стиле фламандского ренессанса (маньеризма). Размеры эпитафии — 11 метров в высоту и 12,5 в ширину. Первоначально эпиатфия была богато украшена скульптурами, колоннами, гербами и т. п., но после войны от неё остался только голый каркас (восстанавливается с 2009 года). Эпитафия расположена у торцевой восточной стены собора.

Помимо монументальной эпитафии Альбрехта, сохранилось несколько более скромных эпитафий XVI—XVII веков. Сейчас они укреплены на стенах собора, как с внешней, так и с внутренней стороны.

В 2008 году восстановлена эпитафия Радзивиллов.

Также интересна внутренняя башенка, заключающая винтовую лестницу, ведущую на верхние ярусы башни собора. Башенка состоит из переплетённых стрельчатых арок, которые впервые появились в нормандской архитектуре Сицилии в XI—XIII веках.

6. Отличительные признаки объекта, степень уникальности.

7. Состояние объекта и степень сохранности.

8. Охрана памятника

Объект культурного наследия федерального значения

Отзывы


Пока нет ни одного отзыва

Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.

Бронирование


Для данного объекта функция бронирования временно недоступна.

Реклама



 
Загрузка...