| 0 | 0 |
Центральный ФО, Липецкая область, г. Липецк
Центральный ФО, Владимирская область, Суздальский р-н, г. Суздаль
КУРГАНЫ ГНЁЗДОВСКИЕ (ГНЁЗДОВСКОЕ ГОРОДИЩЕ)
Гнёздовский археологический комплекс — археологический заповедник, комплекс древнерусских памятников, курганных могильников и городища, расположенный на берегу Днепра, в 12 км к западу от Смоленска.
Комплекс открыт случайно в 1867 году, когда при земляных работах на строительстве железнодорожной ветки Москва — Варшава были найдены серебряные и медные украшения, остатки железного меча, а также арабские монеты X века.
Раскопки на этом месте ведутся с 1874 года.
Гнёздово является *крупнейшим курганным могильником Восточной и Северной Европы.* Территория, занятая курганами, начинается сразу же по левую сторону Витебского шоссе. 1500 курганов расположены и в лесу и в поле на территории примерно 16 гектар.
Подавляющее большинство некрополей сооружено над языческими погребениями местного постоянного населения Гнёздова, славянами и скандинавами. Значительная часть погребений - это остатки кремации, т.е. трупосожжений, которые производились на месте сооружения кургана.
Поселение скорее всего было основано в начале X века. На данный момент у ученых нет доказательств, чтобы относить основание поселения к 9 веку. В 10 столетии Гнёздово уже стало большим многолюдным не только торговым, но и ремесленным городом на пути «из варяг в греки».
Основными занятиями населения Гнёздова были торговля и ремесло. В городе имелись разные ремесленные мастерские: кузнечные, слесарные, ювелирные. Самой многочисленной находкой была домашняя утварь. При раскопках найдена корчага из Керчи, с древнейшей у нас надписью на кириллице. Также среди вещей, найденных в Гнёздово были бритвы и ножницы, серпы, скандинавские застёжки-фибулы, подвески к ожерельям, славянские и балтийские височные кольца, языческие амулеты, восточные ременные наборы. Некоторые изделия привозные, преимущественно женские украшения из Скандинавии. Отдельные предметы вооружения имеют североевропейское, западнославянское и восточное происхождение, относящиеся к IX—XI векам (шлемы, стрелы, боевые топоры, мечи). *На территории памятника при раскопках кургана Л-47 в 1949 г. была обнаружена первая кириллическая славянская надпись "Гороушна" (середина 10 века; на корчаге).*
______________________________________________________________________
_Наибольшего внимания историков всего мира удостоилось не драгоценное украшение или затейливое оружие, а простой горшок с надписью «гороунща». Это самый древний образец славянской письменности, который дошел до наших дней._
_Среди специалистов по старославянскому языку разгорелись баталии из-за короткого слова на домашней утвари. Первые исследователи надписи прочитали ее как «гороухща», филологи, утверждали, что в 10-м веке, коим и датирована надпись, букву «х» славяне не употребляли. До сих пор почти каждый год появляются научные статьи, в которых специалисты снова и снова расшифровывают древнее слово._
_Что же означает древняя надпись. Самое распространенное мнение, что на горшочке написано «горчица», и предназначался он как раз для ее хранения. Однако один из крупнейших специалистов в области изучения средневекового прикладного искусства Галина Козухина считает, что читать следует «горючее». Тем более что на Юге (в Приазовье и северном Причерноморье) были обнаружены подобные амфоры со следами нефти - в них тысячу лет назад перевозили горючее._
_Обе версии на сегодняшний день актуальны_
_Амфора хранится в Смоленском историческом музее._
______________________________________________________________________
О постепенном проникновении христианства в первую очередь в высшие слои населения как минимум за 10-15 лет до официального акта крещения Руси говорят находки из нескольких гнёздовских погребений
По оценкам специалистов, к концу своего существования гнёздовское курганное поле насчитывало не менее 4000 - 4500 курганных насыпей, а площадь поселения составляя около 30 га. Определенный интерес представляют сведения о количестве кладов, сокрытых жителями, обитавшими в этих центрах. Как говорилось, в Гнёздове найдено более 10 кладов. Находки свидетельствуют о том, что в IX - X вв. здесь располагался большой по тем временам город, имевший важное торгово-культурное значение в истории Руси. В XI в. Гнёздово уступает свою роль быстро развивающемуся Смоленску и превращается в небольшую феодальную усадьбу в пригороде столицы княжества. В XVII в. на центральном городище находилась резиденция польского епископа Петра Парчевского. Территорию памятника не обошли стороной события русско-литовских и русско-польских войн, событий Отечественной войны 1812 г. и трагедии Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
Нашли курганы случайно. В 1867 году началось строительство железнодорожной ветки Москва - Варшава. Велись обычные земляные работы, и вдруг - сенсация! Газеты запестрели сообщениями о находке, получившей название «Гнездовский клад». Было найдено 105 серебряных предметов: бусы, подвески, нашейные гривны (они использовались и как украшение, и как денежный эквивалент). Обнаружили и древние серебряные монеты - дигремы, которыми наши предки рассчитывались друг с другом в 6 - 10-м веках. Археологи, изучив находку, пришли к выводу, что добро было зарыто в землю в 10-м веке. А в 1874 году в Гнездово выехала группа специалистов из Москвы, чтобы начать подробное исследование смоленского чуда. Открытие следовало за открытием! Выяснилось, что тысячу лет назад всего в двенадцати километрах от современного Смоленска на пути «из варяг в греки» располагался еще один древний город.
Археологи откопали городище (укрепленная часть древнего города), посад (торгово-ремесленное поселение вне городских стен) и огромный некрополь площадью 200 гектаров. Позже выяснилось, что это самое большое языческое кладбище в Европе - на его территории расположилось около 3000 курганов. Здесь хоронили славян, скандинавов, балтов. А в центральной части Гнездова образовалось своего рода «аристократическое кладбище», состоящее из цепочки особенно высоких (до 9 метров высотой) так называемых «больших курганов».
За 135 лет в гнездовских курганах откопали невероятное количество вещей, способных рассказать о быте наших далеких предков: оружие, детали одежды, пояса, украшения, керамику, инструменты... Выяснилось, что в 10-м веке славяне не только застегивали одежду на пуговицы, как делаем это мы и сейчас, но и пользовались бритвами и ножницами! Уникальные находки под Смоленском тут же привлекли внимание историков со всей страны. Гнездовские экспонаты хранятся в Эрмитаже и Государственном историческом музее.
В разное время здесь работали известные археологи В. И. Сизов, А. А. Спицын, Е. Н. Клетнова. После Великой Отечественной войны раскопки в Гнездове вели ДА. Авдусин, И. И. Ляпушкин и другие исследователи.
Судя по находкам грубой лепной керамики, люди жили здесь еще в раннем железном веке — то есть в середине I тысячелетия до н. э. Около 900 года н. э. на невысоком мысу при впадении в Днепр ручья Свинец возникает поселение, окруженное валом и рвом. Площадь городища невелика — всего около 1 га. По обоим берегам ручья Свинец расположены остатки неукрепленного селища большой площади — около 20 га. Рядом с поселением расположено огромное курганное кладбище IX–X вв., состоящее из 10 групп. Некогда здесь насчитывалось до 4000 курганов, сейчас — около 3000, и тем не менее Гнездовский комплекс по-прежнему является крупнейшим курганным могильником в мире. Его площадь составляет 37,5 га.
*Что за люди оставили эти курганы?* «Повесть временных лет» называет обитателями этих мест кривичей, «сидящих на верх Днепра, верх Волги и чей град был Смоленск». Долгое время никто не сомневался в том, что кривичи — восточнославянское племя (вернее союз племен). Но когда с развитием археологии встал вопрос об археологических следах кривичей, сразу появилось множество вопросов, на которые даются нередко взаимоисключающие ответы. Археологическими памятниками кривичей все ученые единодушно считают так называемые длинные курганы. Область их распространения в основном совпадает с очерченным летописцем ареалом обитания кривичей. Свое название «длинные курганы» получили по характерной форме насыпи, длина которой более чем в два раза превышает ее ширину. Наиболее древние курганы подобного рода появились в VI веке у Чудского озера и по реке Великой. Позднее выяснилось, что «длинные курганы» имеются также в верховьях Двины и Днепра. Людей, погребенных в таких курганах, первые исследователи считали славянами. Но известный ученый, классик русской археологии А. А. Спицын (1858–1931) на основе анализа найденных в «длинных курганах» вещей отнес их к балтам, а точнее — к литовцам. В наши дни гипотеза о том, что кривичи являлись балтским племенем, родственным современным латышам и литовцам, получила ряд новых подтверждений. Некоторые историки считают само название «кривичи» происходящим от имени балтского бога Креве (Криве).
Таким образом, коренным населением Смоленского Поднепровья были балты. Однако на последнем этапе своего развития смоленские кривичи испытали сильнейшее влияние славян. В IX–X вв. в Верхнее Поднепровье устремился поток славянского населения, принесшего сюда обряд погребения в круглых курганах, сменивших «длинные курганы» восточных балтов. Византийский историк Константин Багрянородный (сер. X в.) называет кривичей уже данниками киевских правителей.
В X столетии в Гнездове появились скандинавы-варяги. Судя по археологическому материалу, они пришли сюда не прямо из Скандинавии, а из Приладожья. «Варяжские погребения в Гнездове определяются норманнскими особенностями погребального обряда (захоронения в лодках, возложение железной гривны на урну), следами специфически скандинавского костюма, вещами скандинавских типов в сочетании с другими признаками».
______________________________________________________________________
_Множество споров вызвал вопрос о том, в каких отношениях тысячелетие назад состояли Гнездово и Смоленск. Удивлял и тот факт, что такое «продвинутое» поселение, как Гнездово, вдруг в 11-м веке полностью прекратило свое существование. Версий существует несколько._
_Один из исследователей Гнездовских курганов археолог-славист Леонид Алексеев утверждает, что Смоленска параллельно с Гнездовом не существовало вообще._
_«Летопись не знает Гнездова, потому что именует его Смоленском» - заявил Леонид Васильевич. Профессор утверждал, что известная запись в летописи «град велик и мног людьми» была сделана именно про Гнездово. Естественно, возникает вопрос, почему же поселения поменялись местами?_
_Историк объяснял это тем, что Гнездовский Смоленск - родоплеменной центр днепровских кривичей с громадным некрополем - был в представлении современных ему жителей «гнездом» с названием Смоленск._ _После переноса Смоленска на современное место весь старый комплекс города стал именоваться «Гнездом», отсюда и наименование деревни, которая нынче стоит на месте заброшенного древнего центра._
_Не все историки были согласны с такой версией происхождения нашего города. Оппоненты Алексеева уверяют, что два древних города существовали одновременно. В 11-м веке Гнездово по политическим и экономическим причинам стало приходить в упадок, и тогда ведущую роль в жизни жителей окрестных мест стал играть Смоленск._
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_Ученые предполагают, что население города было полиэтничным, но имеются разногласия о преобладающем этносе и его количестве._
_Очень многие черты погребального обряда и материальной культуры схожи со скандинавскими. Найденные в Гнездове предметы имеют аналогии с предметами найденными на территории Скандинавии.На данный момент у ученых занимающихся раскопками в Гнездове не вызывает никакого сомнения факт присутствия там большого числа скандинавского населения._
______________________________________________________________________
В 2004 году директор Института археологии РАН Николай Макаров призвал общественность обратить внимание на акты вандализма в Гнездове.
«Когда-то это был самый крупный курганный могильник Восточной Европы. Находки из Гнездова, украшающие экспозицию Государственного исторического музея, в известном смысле стали основой для воссоздания культуры древнерусской военной и торговой элиты эпохи Игоря, Святослава и Владимира. Но сегодня большая часть вещей из памятника уходит не в музеи, а в частные коллекции и на прилавки антикваров»
Интерес *«черных копателей»* к Гнездову объясняется тем, что скандинавские украшения и оружие, которые часто встречаются в курганах, пользуются большим спросом на рынке древностей. По оценкам исследователей, количество средневековых вещей из Гнездова, выброшенных на рынок за последние годы, сопоставимо с музейной коллекцией, собранной за 130 лет научных раскопок.
*Основные объекты ГАК и его округи*
Рисунок «Гнёздовские курганы» Источник:http://www.gnezdovo.com/index.php?page=menu-manager
Условные обозначения:
1. Городище, возникшее в X в.;
2. Городище XVI - XVII вв;
3. Селище III - VII вв;
4. Селище, возникшее в X в.;
5. Селище XI - XIII вв.;
6. Курганы X - начала XI вв.;
7. Курганы XI - XII вв. не датированы;
*Список объектов на территории ГАК:*
• Центральное городище (X - XVII вв.)
• Центральное селище (X - XIII вв.)
• Ольшанское городище (XVII в. -?)
• Курганные группы (X - начало XI вв.):
1. Лесная;
2. Глущенковская;
3. Центральная;
4. Днепровская;
5. Ольшанская;
6. Заольшанская (Правобережная Ольшанская);
7. Левобережная
8. Нивлянская;
*Полезные ссылки:*
http://www.youtube.com/watch?v=V9INZALmeQc (Программа: Гнездовские курганы -история исчезнувшего города; «Культура»)
http://www.torrentino.com/torrents/914652 (книга Авдусин Д.А. - Гнездовские курганы [1952, PDF, RUS])
http://www.gnezdovo.com/index.php?page=how-cmsms-works (сообщество исследователей и любителей археологии Гнездовского комплекса и его округи «Гнездовский археологический комплекс»)
http://www.youtube.com/watch?v=1nOwmLMDdUU (Обзор фольклорно-этнографического фестиваля "Славянское братство", проходившем в 2012 году в археогическом заповеднике "Гнездовские курганы")
http://www.lib.csu.ru/vch/076/005.pdf
Пока нет ни одного отзыва
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.