0 | 0 |
Для голосования необходимо зарегистрироваться |
Сибирский ФО, Иркутская область, Ольхонский р-н, раб.пос. Хужир
Сибирский ФО, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Скала Шаманка — мыс в средней части западного побережья острова Ольхон, на озере Байкал. Оканчивается двухвершинной скалой, называемой «Шаман-скала». Имел статус государственного природного и исторического памятника, но был реорганизован в составе национального парка Прибайкальский.
Мыс находится на территории Прибайкальского национального парка. Вблизи расположен посёлок Хужир, с населением 1,3 тыс. жителей — самый крупный населённый пункт на острове Ольхон.
Тот факт, что мыс Скала Шаманка далеко вдаётся в Байкал, соединяясь с берегом лишь низким и узким перешейком, дал основание отнести его к мысам «островидного типа». Он сложен кристаллическими известняками с прожилками кварца, а примыкающий берег — гранитовой породой, перемежающейся с роговообманковым гнейсом. Перешеек мыса покрыт наносом и переходит в луговое, травянистое прибрежье соседней бухты.
Название мыса «Бурхан» появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма, отчасти заменившего шаманизм. Словом «Бурхан» буряты-буддисты стали называть главное божество Байкала. А мыс Бурхан со сквозной пещерой в Шаман-скале считался его обиталищем.
Самое известное место силы Байкала расположено совсем недалеко от Хужира. По-другому это место называют скалой Шаманкой. Сейчас Бурхан – главная достопримечательность острова, место шаманской силы. Там можно встретиться с шаманом и узнать свое будущее.
Скала Шаманка, одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась «камень-храм»), стала одним из самых знаменитых образов Байкала: её изображение часто появляется в фильмах и фотоальбомах об озере.
В древности на Бурхане совершались культовые жертвоприношения хозяину острова Ольхон Угутэ-нойону, который по поверьям обитал в пещере мыса. Хозяин Ольхона был самым грозным и почитаемым божеством Байкала. Вот как описывает в 1890 году В.А.Обручев отношение местного населения к Бурхану и Шаманской пещере: «Всего примечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере; мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колесах, а только верхом или на санях; если в одном из родов есть покойник, членам этого рода запрещается проезжать мимо пещеры в течение определенного времени».
1.Наименование: мыс Бурхан (скала Шаманка)
2.Месторасположение: Бурхан находится в средней части западного побережья Ольхона, на территории Прибайкальского национального парка, вблизи поселка Хужир. Тропинка с окраины Хужира незаметно выводит на длинный мыс, заканчивающийся крутым спуском, ведущим прямо к скалам Бурхана.
3.Описание: Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера, особо почитаемая хоринскими и баргузинскими бурятами. Раньше в пещере проходили шаманские обряды, а позже, после ламаизации бурят, в ней находился алтарь Будды. У подножия скалы сохранились загадочный наскальный рисунок и надпись на санскрите.
Название скалы Шаманка изменилось, когда среди бурят стал распространяться буддизм. Скалу стали называть Бурхан-мыс – «Бог», «Будда». По рассказам старожилов, в первом десятилетии ХХ века для молебствия около скалы, обычно зимой, приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья. Монахи верили, что в пещере мыса живет монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения, поэтому ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжали сюда молиться.
В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах – сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай (Хан Хото-бабай) избрал местом обитания пещеру на Шаманском мысе острова Ольхон.
По словам ольхонских стариков, Хан Хутэ-баабай имеет три призрачных дворца: один – на небесах, второй – на земле, это мыс Бурхан, третий – в подземном мире. Одна из легенд гласит: «Хан Хутэ-баабай, сделавшись царем всех шаманов, избрал постоянным местом пребывания остров Ольхон. Он стал хозяином острова, а также защитником и покровителем всей шаманской религии северного толка». Почитание его было так велико, что, даже следуя по особо важным делам, ни один из местных жителей не решался проскакать верхом на коне мимо мыса с пещерой. Копыта коней обвязывались сверху кожей, чтобы не цокали и не тревожили покой Великого Духа. Путники спешивались и проводили коня следом на поводу.
Священная Шаманская скала со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, приближаться к ней и проходить сквозь нее никому не разрешалось. Сквозная пещера (вход в нее расположен на высоте 481 м над уровнем моря) имеет длину около 12 м, ширину от 3 до 4,5 м, высоту до 6 м. Наиболее удобен вход в пещеру с западной стороны, где имеется предпещерная площадка. Раньше в пещере был боковой коридор, ныне это боковое ответвление завалено обрушившимися камнями. Здесь совершались жертвоприношения духам, мыс был главным местом паломничества верующих бурят всего Прибайкалья. Рядом с ним в священной роще сжигали и хоронили шаманов. В местном краеведческом музее находятся шаманские предметы, собранные на пепелищах в этой роще. В 1952 г. археолог П.П. Хороших нашел в пещере на сланцевом отщипе изображение женщины-шаманки. Рассказывают, раньше можно было увидеть на скалах вблизи пещеры изображение шамана с бубном в руках. До наших дней сохранились только надписи на тибетском языке в небольшой нише.
4.Базовая легенда/миф: В древности на Бурхане совершались культовые жертвоприношения хозяину острова Ольхон Угутэ-нойону, который по поверьям обитал в пещере мыса. Хозяин Ольхона был самым грозным и почитаемым божеством Байкала. Вот как описывает в 1890 году В.А.Обручев отношение местного населения к Бурхану и Шаманской пещере: «Всего примечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере; мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колесах, а только верхом или на санях; если в одном из родов есть покойник, членам этого рода запрещается проезжать мимо пещеры в течение определенного времени».
5.Отличительные признаки, степень уникальности: Мистическое оккультное место.
Пока нет ни одного отзыва
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.