0 | 0 |
Для голосования необходимо зарегистрироваться |
Центральный ФО, Тверская область, Калининский р-н, д. Ямок
Центральный ФО, Тверская область, г. Тверь
Нило-Столобенский монастырь возвышается на острове Столобный (Столбный). Ежегодно сюда стремятся тысячи паломников из разных областей России.
В 1515 году на берегу реки Черемхи, в тверских землях, поселился отшельник - инок по имени Нил. Он питался травой, отгонял бесов, подвергался нападкам людей. В течение 13 лет вел Нил уединенную жизнь. Постепенно стала расти молва о святом отшельнике. Вскоре Нил поселился на одном из необитаемых островов на озере Селигер, в очень красивом месте, у подножия горы. Там он выкопал пещеру, устроил келью и часовню.
Погребли Нила в им же заранее приготовленной могиле. Было это 7 декабря 1554 года. После кончины святого вокруг этого места стали селиться другие пустынники, и довольно скоро здесь сложился монастырь, ставший со временем одним из любимых мест паломничества российских православных. В конце того же 1554 года Герман, иеромонах Николо-Рожковского монастыря, располагавшегося на западном берегу Селигера, поставил деревянную часовню над могилой Нила и поселился на Столобном острове вместе с игуменом Антонием. Через сорок лет здесь вырос деревянный Богоявленский храм. А через четыре года Герман получил благословение у патриарха Иова на устроение на острове мужской обители. Таким образом, с 1594 года начинается история Нило-Столобенской пустыни, мужского монастыря.
Уже в следующем веке Нилова пустынь рассталась со статусом скромной и бедной. Управлявший обителью игумен Нектарий был близок к светской власти и даже вхож к царю Михаилу Фёдоровичу. В свои лучшие времена обитель кормила до 100 тысяч паломников в год. В 1820 г. Нилову пустынь посетил император Александр I. Уже в следующем году в монастыре развернулось активное строительство, и многие постройки той поры сохранились до наших дней. Монастырь был не только важным духовным центром, но и самодостаточным хозяйственным организмом. По свидетельству В.А. Слепцова, в обители, помимо братии, трудились также наёмные работные и вкладные люди. Последними называли крестьян, присланных помещиком в Нилову пустынь ради спасения своей (читай: помещичьей) души.
В начале XX века Нилова пустынь была вторым в мире по посещаемости местом паломничества после Гроба Господня. Однако после Октябрьской революции 1917 года ее жизнь быстро пошла на спад. В 1919 году большевики вскрыли раку с мощами преподобного Нила Столобенского, изъяли из монастыря более 33 пудов серебра, два фунта драгоценностей. В 1927 г. монастырь был упразднён, в советское время здесь последовательно находились детская трудовая колония, лагерь для пленных поляков, военный госпиталь, дом престарелых и база отдыха «Рассвет». В 1990 году Нилова пустынь была передана Тверской епархии. 20 декабря 1991 г., в день памяти преподобного Нила, епископом Тверским и Кашинским Виктором была совершена в Благовешенском приделе Богоявленского собора первая после стольких лет запустения Божественная литургия. С этого дня в монастыре каждодневно совершаются богослужения. Через пять лет мощи преподобного Нила торжественно перенесли в обитель.
После завершения строительства собора в Ниловой пустыни принялись укреплять берега острова, постепенно разрушаемые волнами. Так появились гранитные набережные. Так остров на Селигере обрёл замечаемое многими сходство с Петербургом. Набережные из гранита, которые называли «стенками из дикого камня», возводили уже в середине XVIII в. Вот что пишет о строительстве набережных знаток Селигерского края искусствовед Артур Галашевич: «Перед собором у Архиерейской пристани набережные сделали высокими, а дальше они местами понижались... Материал для них в изобилии добывали с окрестных полей. Длина блоков была различна, в зависимости от величины камня, а высота соблюдалась примерно одинаковая, чтобы легче было вести кладку. Блоки вплотную подгонялись друг к другу, и только в верхних рядах и наиболее ответственных местах «дикоотёсанный камень» набережных крепили металлическими пиронами и связями, гнёзда для которых заливались свинцом. Проект гранитных набережных был разработан губернским архитектором И.Ф. Львовым, автором псевдоготических фасадов братских корпусов монастыря».
Особый вклад в обустройство обители внёс селижаровский мастер Фома Павлов, построивший две надвратные церкви. Одна из них, церковь преподобного Нила (1751-1755), была построена по образцу надвратной церкви Московского Донского монастыря. Правда, церковь Нила не была столь изысканна, как её столичная предшественница. Надвратная церковь апостолов Петра и Павла, завершённая в 1764 г., напоминает памятники древнего Торопца. На это указывает декор наличников, замеченный только здесь. Что касается интерьера, то обращает на себя внимание лепнина, изображающая библейские сцены.
В южной части острова возвышается Воздвиженская церковь. Её композиция весьма проста: восьмерик на четверике, с примыкающими полукруглыми апсидами. На северо-восточнойоконечности Столобного острова стоит Светлицкая башня, последнее строение, возведённое на территории монастыря (1843 г.). Нижний ярус служил воротами, через которые проходили в монастырь, в верхнем помещались кельи привратника и сторожа, а венчал башню высокий шпиль, где во время ненастья, пурги или бури на озере ночью зажигался фонарь. Многопозже пролив перед башней, отделявший остров от материка, почти полностью перегородили дамбой, ставшей главной дорогой в пустынь. После Светлицкой башни в монастыре уже нестроились новые здания, хотя кое-какие ремонтные работы и переделки ещё велись.
В начале XX века Нилова пустынь была вторым в мире по посещаемости местом паломничества после Гроба Господня.
Пока нет ни одного отзыва
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.