0 | 0 |
Для голосования необходимо зарегистрироваться |
Центральный ФО, Москва, Центральный АО, Тверской р-н
Центральный ФО, Москва, Центральный АО, Тверской р-н
Пн., чт., пт., суб.,вс. - с 10.00 до 18.00, касса до 17.00, ср. - с 11.00 до 19.00, касса до 18.00. вт.- выходной день. Первый понед. каждого месяца-сан. день.
Русская гражданская архитектура XVI—XVII вв
Палаты бояр Романовых — один из старейших памятников гражданского зодчества XV-XVII веков — все советское время оставались музеем, сначала подчиняясь Оружейной палате, а с 1932 года Историческому музею. Интересно отметить, что музей здесь под названием "Дом бояр Романовых" был открыт в 1859 году по указанию императора Александра II. Считается, что на этом месте находился дом, где в 1596 году родился царь Михаил Фёдорович. Дом был восстановлен в конце XVII века как один из корпусов монастырских келий. В 1857-1859 годах этот дом был специально реконструирован под музей архитектором Ф.Ф.Рихтером. Палаты бояр Романовых (Варварка, 10). Владельцем дома в ХVI в. был боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев, дед первого русского царя Михаила Романова. Городская усадьба боярина-воеводы была известна как палаты на Нижних Погребах. Необычным в этом здании стало то, что оно построено на перепаде рельефа, причем его нижняя часть (подклет) сложена из белого камня, надстроенный второй этаж — кирпичный, а верх — деревянный. В 1962-1973 г. г. палаты подвергнуты капитальной реставрации, им вернули первоначальный облик.
Сейчас в палатах размещается музей — филиал Исторического музея.
Исторический музей использует старинные палаты как часть своей основной экспозиции для показа на подлинном музейном материале домашнего обихода и культуры бояр России второй половины XVII в.
Предметы домашнего обихода и культуры бояр России второй половины XVII в
В соседствующем с Красной площадью районе, среди построек старой и новой Москвы, на улице Варварке, дом 10 расположено своеобразное по архитектуре, увенчанное высокой четырехскатной кровлей трехэтажное здание, каждый этаж которого по мере подъема в высоту уменьшается в размере. Это Палаты XVI—XVII вв., филиал Государственного Исторического музея, „Палаты в Зарядье".
Находятся они на территории „двора" - старинной городской усадьбы, принадлежавшей в XVI в. боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, деду царя Михаила Романова. Усадьба была обширной, занимала видное место в топографии Москвы XVI в. и даже особо отмечена на плане города 1613 г. На месте существующего здания филиала, в углу усадьбы находилась тогда другая постройка - предшественник филиала - так называемые „Палаты на верхних погребах". Каковы были назначение и обстановка этого усадебного здания - сведений не сохранилось. Оно являлось, по-видимому, одной из вспомогательных построек усадьбы, возникавших постепенно, в связи с ростом семейных бытовых потребностей. Основным жилым помещением боярской семьи служили более обширные „Палаты на нижних погребах", стоявшие в центре усадьбы. В 1631 г. Палаты вместе со всей усадьбой - „Старым государевым двором"- как ее тогда называли - были пожалованы царем Михаилом Романовым вновь основанному Знаменскому монастырю и в дальнейшем стали неотъемлемой частью исторически сложившегося ансамбля монастыря. При пожаре 1668 г. Палаты сильно пострадали и в 1674 г. были разобраны по „погребной свод" (подвал), на этой сохраненной белокаменной основе XVI в. мастер Мелетий Алексеев „со товарищи" соорудил в камне новые Палаты - нынешние первый и второй этажи филиала. Первоначально (1675-1679 гг.) перестроенное здание служило кельями монахов, затем (1679-1752 гг.) „казенными кельями" - управлением монастыря, а в дальнейшем (1752—1856 гг.) сдавалось в аренду разным лицам.
С 1857 года здание стало использоваться как исторический памятник. Такое его использование было вызвано пробудившимся в середине XIX в. интересом к памятникам старины вообще и в частности к данной постройке, будто бы непосредственно относящейся к семье Романовых. Здание строилось монастырем, но сочиненная в 1850-х годах придворными кругами легенда стало называть его местом рождения царя Михаила Романова. Здание в 1857—1858 гг. было реставрировано, и в нем в 1859 г. открыт музей „Дом бояр Романовых". Работы велись под руководством специально для того созданной комиссии. По замыслу основателей музей должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского царя.
После 1917 года музей „Дом бояр Романовых" был частично перестроен и стал называться „Музей боярского быта". С 1932 г. он является филиалом Государственного Исторического музея.
Здание филиала состоит из трех разновременных частей: боярской кладовой XVI в., монашеских келий XVII в. и музейной надстройки XIX в. Но, несмотря на эту разновременность архитектуры, оно и по своему внешнему виду и по внутреннему устройству довольно полно характеризует русское жилье XVII в. и служит ценной основой для показа старого русского быта. Значимости исторического памятника оно не утратило. Палаты сохранили тип русской избы, состоящей из „клети" (жилого помещения) и „подклета" (подсобного помещения). Построены они, как большинство русских домов XVII в., „глаголем" (два здания поставлены под углом одно к другому), с внешней стороны имеют декоративное убранство XVII в, наличники окон, карниз, полуколонны на углах. Не противоречит устройству старинного жилья и терем: каменные палаты обычно сооружались не выше двух этажей, если они и бывали выше, то, как правило, третий этаж строился из дерева. Внутри здания - небольшие комнаты, низкие, сводчатые потолки, толстые стены, двери, окна и печуры с характерными для XVII в. закруглениями верхов.
Исторический музей использует старинные палаты как часть своей основной экспозиции для показа на подлинном музейном материале домашнего обихода и культуры бояр России второй половины XVII в. Два помещения подвала и четыре комнаты второго этажа оформлены в виде типовых интерьеров боярского дома. Обстановку комнат составляют преимущественно подлинные предметы XVII в.
Самая большая с окнами, обращенными на ул. Варварка, комната представлена как боярская столовая — помещение, в котором семья собиралась для обеда, устраивались пиры, иногда носившие официальный характер, принимались гости. В углу стол, порядок мест за которым соблюдался согласно обычаю „местничества" - распределения служебных должностей по признаку родовитости: наиболее знатные гости садились около хозяина, менее знатные - в противоположном конце стола. Близ стола небольшой столик с кумганом (умывальником) и чашей (лоханью) - необходимыми принадлежностями для мытья рук во время пиршества.
В довольно просторной комнате всего пять кресел. Этот вид мебели был еще редкостью в русском доме XVII в. Зато много традиционных лавок - они стоят вдоль стен и стола. Лавки по обычаю крыты сукном и бархатом, на них расставлены разнообразного вида и размера деревянные, обитые прорезным железом ларцы с расписными изнутри крышками. Использовались они для хранения необходимых в повседневном обиходе вещей. У стены поставец, имеющий вид горки с уступами: на нем расставлена столовая посуда.
Наряду с этими, характерными для русского обихода XVII в. предметами обстановки, в столовой палате представлен ряд вещей иностранного происхождения, напоминающий о развитии торговых связей России с Востоком и Западом и о проникновении в русский быт новых культурных течений. Таково паникадило шведской работы, полавочники турецкого бархата, немецкая гравюра, портрет боярина Т. Стрешнева в раме (портрет представлял новшество, проникавшее лишь в небольшой круг знати), о также шкаф с характерными для своего времени слюдяными створками, фигурным фронтоном, и украшенными росписью в виде крупных тюльпанов нижними дверьми. Смежная со столовой палатой комната, окна которой обращены во двор, оформлена как кабинет боярина. Она переносит посетителя в будничную обстановку домашних дел и досуга главы дома. Здесь под иконой - рабочий стол с письменными принадлежностями, у стола кресло, лавка, два стула - все русской работы. В центре домашних деловых забот боярина стояла вотчина - источник материальных благ и накоплений.
Обстановка комнаты характеризует заметное тяготение к науке и живому, практическому знанию. Здесь сундук-теремок с книгами в кожаных переплетах, глобус амстердамской работы 1642 г., портрет русского дипломата XVII в. думного дьяка И.Т.Грамотина, гравюра „Осада Смоленска польско-литовскими войсками в 1610 г." Две стены комнаты обиты сукном и две - золоченой фландрской кожей, считавшейся особо изысканным украшением. У входной двери - печь из зеленых поливных изразцов, с рельефными изображениями исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен („Александр Македонский", „Соловей-разбойник", „Борцы борются" и другие).
Через площадку лестницы - проход в другую половину дома, состоящую из двух помещений. Из них первое от лестничной клетки помещение оформлено в виде сеней. Сени служили в боярских домах и как „спальные чуланы", и как места хранения необходимых в повседневной жизни вещей. В комнате на лавках расставлены разнообразные ларцы, шкаты (шкатулки) и коробья, в которых помещены кружева и ткани. В стенных нишах — кокошники (женские головные уборы) и барабан с коклюшками и сколками.
Из сеней - вход в женскую комнату, светелку (имеет окна с трех сторон). Расположение женской комнаты за сенями, в изолированной части дома, в условиях существующей планировки, лучше всего передает характерные особенности женского быта XVII в. Внешняя обособленность светлицы соответствовала тому положению, которое занимала в семье и обществе женщина, она проводила почти весь день в своей комнате, руководя через доверенных слуг домашним хозяйством, из дому выезжала очень редко - в церковь и к родным. Единственным доступным видом ее развлечений было шитье, оно заполняло досуг, служило источником творческих радостей. Основную обстановку интерьера светлицы составляют предметы, связанные с шитьем: пяльцы, в них образцы орнаментального шитья, сундук-укладка с шитьем, на стене - шитая пелена с изображением Христа во гробе (Плащаница), общий характер и манера рисунка которой воспроизводят лучшие традиции иконописи.
Обстановку светлицы также составляют: зеркало со створками, „коробья" и ларец для тканей и драгоценностей, широкая лавка, крытая бархатом, на ней подголовок - ларец со скошенным верхом (ночью его ставили в изголовье постели, под подушку).
Внутренняя лестница из жилых комнат ведет в подвал XVI в., принадлежавший некогда боярину Никите Романовичу. В подвале - сундуки для денег, ценностей, тканей, одежды и обуви, железные светцы, посуда, а также холодное и огнестрельное оружие, доспехи и конский убор - предметы, напоминающие о военной службе боярина (он обязан был являться на войну при своем вооружении и на своем коне).
Пока нет ни одного отзыва
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.