| 0 | 0 |
Уральский ФО, Челябинская область, г. Челябинск
Уральский ФО, Челябинская область, г. Челябинск
*1. Полное наименование объекта (если объект переименовывался, например, улица, то первоначальное название)*
Обелиск « Европа – Азия»
*2. Исторические события, связанные с объектом (даты постройки, основания)*
Граница Европы и Азии с XIX—VII вв. до н. э. к нашему времени испытала значительное перемещение с запада на восток. Древние греки проводили её приблизительно в центральной части Средиземного моря. Позже, в 524—457 гг. до н. э., границей стали считать Керченский пролив и реку Танаис. Большой научный авторитет Птолемея явился причиной того, что это представление прочно утвердилось и не изменялось до XVIII в.
В 1730 году шведский учёный Филипп Иоганн фон Страленберг впервые обосновал в мировой научной литературе идею о проведении границы между Европой и Азией[7]. Позднее в 1736 году В. Н. Татищев утверждал[8], что именно он подсказал Страленбергу эту мысль. Татищев обосновал в своей книге проведение этой границы от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, по реке Урал, разделяя такие города, как Орск и Оренбург (в их нынешних границах), через Каспийское море до реки Кумы, через Кавказ, Азовское и Чёрное моря в Босфор.
Эта идея не сразу получила признание современников и последователей. Так, например, М. В. Ломоносов в трактате «О слоях земных» (1757—1759) проводил рубеж между Европой и Азией по Дону, Волге и Печоре. Однако вскоре появились авторы, исследования которых вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией.
Протяженость границы "Европа-Азия" по России составляет 5524 км (из них по уральскому хребту 2000 км, а по реке Урал 2534 км). Этому историческому, природному и географическому явлению посвящен ряд памятных знаков.
Там, где Уральский хребет пересекает автодорога, в 8 км к югу от Златоуста, в 1987 году на высоком каменном основании установлена стела из нержавеющей стали, обозначающая границу Европы и Азии. Автор макета - архитектор С. Побегуц. Установлен памятник в 1987 году.
*3. Местонахождение объекта (фактический полный адрес)*
Автомагистраль Челябинск-Уфа
*4. Описание объекта (краткая характеристика внешних черт, автор, дата сооружения, материал изготовления, размеры, тексты надписей на памятнике)*
Этот небольшой проект посвящен въездным знакам/дорожным стелам – художественным конструкциям, устанавливаемым на въездах и выездах городов, поселков, районов и областей России и стран ближнего зарубежья. Какая-либо сверхцель у проекта отсутствует, но мне бы хотелось, чтобы по мере развития сайт превратился в своего рода энциклопедию, в которой были бы представлены объекты со всех областей бывшего СССР: от городов Заполярья до Кушки и от Бреста и до Сахалина.
*5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных (библиографическое описание литературных и архивных материалов)*
Один из них, установленный еще в 1892 году, располагается у железнодорожного полотна недалеко от станции Уржумка (в пригороде Златоуста). Другой, более современный (представленный на фотографии), размещен в 1987 г. на автомагистрали Челябинск-Уфа там, где дорога пересекает хребет Урал-Тау. Этот знак выполнен по макету архитектора С. Побегуца.
6. Отличительные признаки объекта, степень уникальности
Особую группу российских дорожных стел составляют знаки, установленные на условной границе между Европой и Азией. Если верить официальному сайту города Златоуста (www.zlatoust.info) таких знаков на Урале больше 20 (точнее – 21 по данным на 1996 год), причем два из них находятся рядом со Златоустом.
*7. Состояние объекта и степень сохранности*
По пятибальной шкале – 5.
*8. Охрана памятника (кем и как охраняется)*
Miguel – автор и руководитель проекта.
Пока нет ни одного отзыва
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.