0 | 0 |
Для голосования необходимо зарегистрироваться |
Центральный ФО, Тульская область, Ленинский р-н, Рождественский п.
Центральный ФО, Тульская область, Алексинский р-н, г. Алексин
Значительное место среди коллекций музея занимали материалы по археологии и этнографии. В музее хранится уникальное наследие прославленного земляка П.Н.Крылова, внесшего огромный вклад в развитие хдожественной культуры города и пополнение музейного собрания. Большую художественную значимость представляют произведения выдающихся мастеров Италии, Голландии, Франции, Германии.
Тульский областной музей изобразительных искусств был открыт в 1919 году. Основой его собрания послужил фонд Палаты Древностей, образованной в 1884 году из дворянских поместий Тульской губернии — Олсуфьевых, Бобринских, Гагариных, Урусовых и других. С первых дней и по настоящее время коллекция музея постоянно растет. Сюда поступают экспонаты из Министерства культуры и Союза художников России, из мастерских художников и частных собраний. Большое число работ передано музею в дар.
С 1927 года музей стал называться краеведческим, объединяя художественный и историко-краеведческий отделы.
В коллекции древнерусского искусства - иконы XVI - XX вв., металлопластика, шитье и др. Гордостью музея являются работы художников: А.Антропова, В.Боровиковского, В.Тропинина и др. Есть собрание современного искусства, в т.ч. произведения тульских художников.
Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца
Тульский областной художественный музей был открыт в 1919 году, но история формирования его коллекции началась задолго до этого. В 1884 году при тульской епархии был образован музейный фонд, получивший название Древлехранилище, в 1902 году переименован в Палату древностей. Согласно Положению о Палате, ее основная задача была «приобретать, хранить и научно описывать историко-археологические памятники, преимущественно Тульского края. Памятники, имеющие место в Палате древностей, поступали от разных учреждений и частных лиц, или как пожертвования, или, по мере возможности, посредством покупки. На все поступающие произведения ежегодно составлялись каталог и научное описание. Некоторые экспонаты репродуцировались в специальных сборниках под названием «Тульская старина», издававшихся с 1899 по 1911 год. Палата древностей и соединенный с нею Естественно-исторический музей были открыты для посетителей по праздничным и выходным дням. Положение гласит, что «...предметы историко-археологические и естественно-научные делаются доступными для наблюдения их посетителями Палаты и музея. А при таком назначении своем Палата древностей и музей должны иметь характер учреждений не только образовательных, но и общевоспитательных (патриотических)».
По мере роста коллекции небольшое помещение Палаты, расположенное на Архиерейском дворе (ныне улица Садовая, 1), становится тесным и неудобным. В 1908 году Городская дума постановила построить новый музей, выделив ему место на территории Тульского кремля: «Сословия Тульской губернии выразили свое желание создать в память грядущим поколениям свой посильный, благодарственный памятник, построив в Туле музей, посвященный изучению старины и естественно-исторического развития Тульского края». С этой целью в городе был создан специальный строительный комитет, возглавляемый хранителем и управляющим Палатой Н.Троицким, куда входили представители тульского дворянства — Ю.Олсуфьев, Н.Лихачев, А.Арсеньев, Д.Хомяков и другие. Разработка проекта музея была поручена художнику и архитектору Д.Стеллецкому, который со всей серьезностью отнесся к поставленной перед ним задаче. Новое здание на территории кремля должно было не только отвечать музейным требованиям, но и не нарушать единства сложившегося ансамбля. Судя по эскизу, находящемуся в Тульском архиве, музей предполагалось построить двухэтажным, с большим количеством окон, с богатым декоративным убранством — орнаментами, виньетками, наличниками. В проекте несомненно сказалось влияние древнерусской архитектуры, изучением которой долгое время занимался Стеллецкий. Проект горячо обсуждался членами строительного комитета, о чем свидетельствует обширная переписка с Н.Троицким, хранящаяся ныне в Тульском государственном историческом архиве. «Имея проектСтеллецкого, мы невольно обратим внимание на музеи Петербурга, а это желательно во всех отношениях. Всей душой желаю поставить вопрос постройки Тульского музея на достойный уровень, дабы он служил бы примером, и видным примером, для остальных губернских городов нашей Родины»,— писал Троицкому граф Олсуфьев. «По замыслу, стилю проект этого художника наиболее соответствует задаче построения национального музея в таком русском городе, как Тула»,— читаем мы в письме Н.Лихачева тому же адресату. К сожалению, строительство музея так и не было осуществлено из-за начавшейся первой мировой войны и недостатка денежных средств.
В 1918 году при Тульском отделе народного образования была создана комиссия по сбору и учету художественных ценностей Тульского края, в которую вошли московские художники П.Покаржевский и Г.Шегаль. Национализированные произведения искусства из дворянских поместий Тульской губернии (Бобринских, Олсуфьевых, Гагариных, Оболенских, Урусовых и других) вместе с фондом Палаты древностей составили коллекцию художественно-исторического музея, открытого в 1919 году. В 1927 году он был переименован в краеведческий, так как в его состав вошел и отдел краеведения. В 1926 году в собрание влилась коллекция Музея живописной культуры, созданного в Туле при Художественно-промышленном техникуме. В основном она состояла из работ художников — А.Куприна, А.Осмеркина, П.Кончаловского, Р.Фалька, В.Рождественского, Н.Гончаровой и других. Часть экспонатов была передана в Тулу Государственным музейным фондом, Государственной Третьяковской галереей. Таким образом, фонд художественного отдела краеведческого музея в 1930-е годы был уже довольно обширен. Согласно постановлению Совнаркома РСФСР от 16 июня 1939 года произошло разделение музея на два самостоятельных областных музея: краеведческий и художественный.
За годы существования музею довелось пережить многие события - эвакуацию в Сибирь в годы Великой Отечественной войны, возвращение в Тулу после войны. Музей не имел своего здания и находился в Доме офицеров вплоть до 1964 года. Лишь в 1964 году было построено новое здание музея по проекту тульского архитектора П.Зайцева. Несмотря на все трудности, неизменной оставалась главная задача музея — хранить и пополнять коллекцию. Из частных собраний Москвы, Ленинграда, Тулы были приобретены многие работы русских и западноевропейских художников. Так сложилась коллекция Тульского музея, насчитывающая более двадцати трех тысяч произведений русского, современного и западноевропейского искусства, которая продолжает пополняться.
Высокий уровень коллекции музея позволяет вести научно-исследовательскую, издательскую и просветительскую работу, а также разнообразную по формам образовательную деятельность.
В 1995 году Тульский художественный музей был переименован в объединение «Тульский музей изобразительных искусств», которое включает в себя еще четыре филиала: «Выставочный зал», открытый в 1977 г., музей П.Н. Крылова, открытый в благодарность своему знаменитому земляку в Туле в 1997 году на основе коллекции произведений, подаренных самим художником и его наследниками, музей «Спасское», открытый в 2004 г. в селе Спасское Новомосковского района Тульской области, музей «Тульский кремль», вошедший в состав объединения в 2006 году. Таким образом, объединение «Тульский музей изобразительных искусств» располагает экспозиционными площадями около 10 тыс. м2, на которых размещаются как постоянные экспозиции, так и многочисленные выставки из фондов музея, а также выставки современных художников России.
В 2013 году "Тульский музей изобразительных искусств" стал филиалом ГУК ТО "Объединение "Историко-краеведческий и художественный музей" и переименован в "Тульский областной художественный музей".
Пока нет ни одного отзыва
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.