| 0 | 0 |
Центральный ФО, Калужская область, г. Калуга
Центральный ФО, Ярославская область, г. Переславль-Залесский
*1. Наименование объекта*
Урочище “Чертово городище”.
*2. Месторасположение (фактический полный адрес: район, населенный пункт, улица).*
Расположено в лесном массиве правобережья р. Жиздры, примерно в пяти километрах к северо-востоку от города Сосенский (Козельский район). В настоящее время является отдельным участком национального парка “Угра”. Памятник природы ограничивает участок леса в верхнем течении реки Чертовской, в котором преобладают хвойные и широколиственные насаждения.
*3. Описание (краткая характеристика)*
Урочище “Чертово городище” - одно из самых уникальных мест Калужской области. "Чертово городище" представляет собой естественный выход серых кварцевых песчаников, образующих скальные выступы в береговых обрывах р. Чертовской.
Площадка городища располагается на высоте 26 м от уреза воды в реке (абсолютная отметка равна 216,7 м) и занимает площадь около 1,5 га.
“Чертово городище” - место произрастания более 220 видов сосудистых растений, в т.ч. 10 охраняемых в Калужской области.
На площадке находится археологический памятник – древнее городище, с которым связаны вал и ров, четко выделяющиеся в современном рельефе. Городище датируется первой половиной 1 тыс. н. э. Не исключается его использование и в более позднее время. Одному из выступов песчаника, поверхность которого содержит мелкие воронкообразные углубления, придается значение культового камня. Урочище впервые описано в начале нынешнего столетия, с ним связаны различные поверья и легенды.
*4. Базовая легенда/миф*
Считается, что среди валунов, которые как будто в определенном порядке расположены на территории "Чертова городища", справляли древние языческие культы. Обнаруженные здесь камни с различными углублениями и выемками («чертовы пальцы») косвенно подтверждают эту гипотезу. Одна из достопримечательностей места – колодец, имеющий пятигранное углубление, которое, говорят, даже в самую сильную жару наполнено водой. Многие считают эту воду магической или лечебной.
Особо выделяют это место и уфологи – специалисты по аномальным явлениям. Ими зарегистрированы многочисленные свидетельства особо впечатлительных посетителей урочища, которые говорят о провалах во времени, потери ориентации на территории Чертова городища, блужданиях в трех соснах и даже о таинственных исчезновениях людей.
О Чертовом Городище и его окрестностях бытовало много легенд. На сегодняшний день существует несколько письменных свидетельств об этом. Во всех вариантах одного из преданий – сходный сюжет и герои. Сюжет – сватовство черта к Любуше, дочери разбойника Кудеяра (или, в других вариантах, лесника, мужика); черт должен выполнить требование – выстроить дворец, но крик петуха помешал завершить постройку. Причем, запись преданий обычно предваряется описанием самого городища. Эти источники обладают столь ярким и живым текстом, что даже простое знакомство с ними несомненно будет интересно читателю.
Самая первая запись, из доступных нам, принадлежит Иеромонаху Леониду (Кавелин) (1876). В изложении сохранена орфография и пунктуация источника. «…Народное воображение населяет это таинственное место духами, называя его Чертовым городищем. В пояснение сего названия приводят легенду, которую для любопытства передаем здесь, записав ее со слов окрестного мужичка: «У обапольного православного мужичка была дочка красавица. Полюбилась она черту, и стал он свататься за нее; пристал к отцу, что называется с ножом к горлу: отдай, да отдай, и проси у меня тогда, что похочешь; а нет, жди беды себе. Но православного не скоро проведешь; на то он вишь и православный! Мужичок подумал, подумал, да и говорит лукавому: ну, что с тобою делать; если полюбилась девка, так возьми, только с уговором: чтобы ты беспременно, до петухов, построил вот тут в нашем лесу, моей дочке дворец, всему миру на удивленье; а не построишь до петухов, чтоб нам с тобой и не знаться более. Черт только ухмыльнулся и был таков; думает: наша взяла? Посмотрел место, хвать – похвать, а камня-то вокруг и на сто верст нет. Делать нечего: собрал, значит своих, да и ну таскать их по воздуху откуда-то издалека. Трудился сердешной всю ночь, а кончить не успел; до окон вишь довел, крикнули петухи, и где из них кто летел, значит, по воздуху с камнями-то, там их и покидали, что и о сию пору словно дорогу из леса в поле видать. Вот вам отчего и прозвалось оно чертово городище».
Этому рассказу предшествует описание городища: «…Недалеко от древнего Ржавца в глуши леса, называемого Аржавским же (составляет часть древней Лихвинской засеки), есть замечательное место: это развалины какой-то исторической постройки, на которую употреблены камни огромной величины, взятые, по-видимому, издалека, ибо нигде вблизи каменных ломок не имеется. Здание было занесено на большое пространство и выложено до половины окон, вокруг на довольном расстоянии лежат такие же большие камни, часть их разбросана в одном направлении, по пути к зданию с поля. О древности этой постройки свидетельствуют вековые деревья, растущие внутри его, и давно поросшие мхом стены…».
В 1891 году в Калужских губернских ведомостях появилась статья собственного корреспондента из г. Козельска. Неизвестный нам автор, рассказывая о городище, изложил предание о нем по книге иеромонаха Леонида, а вот описание городища и дороги к нему – его личное. «…Дорога шла сначала обыкновенным густым лесом, потом открылась перед нами долина со рвом внизу, а вслед за сим крутой подъем на высокую гору, по которой растут довольно большие деревья. По дороге на гору стали попадаться нам необыкновенных размеров камни. Взбираясь, или скорее, вскарабкиваясь выше в гору, на утесе мы увидели большую каменную стену, поросшую мхом по сторонам и деревьями наверху. С первого взгляда видно, что постройка эта существует с незапамятных времен, а теперь осталось только подобие какого-то дома. Стена сложена из громадных камней. С правой стороны этой стены представляется что-то вроде крыльца. Под самым домом, или, вернее сказать, стеной, находится пещера с двумя выходами, из которых один, по преданию ведет до Доброго монастыря, что около города Лихвина. Самое место, где эта постройка находится – в глуши, вдали от жилья, если не считать местных сторожек…».
Следующее изложение предания о Чертовом Городище принадлежит Т.Рождественскому (1908). Сюжет и герои в нем те же, что и в других вариантах. Вот только отец Любуши – разбойник Кудеяр, и Любуша, не желая идти замуж за черта, противится отцовской воле. «…Разгневанный отец наложил на нее заклятие, и несколько веков должна томиться Любуша под тяжелым камнем дьявольского замка в наказание за непокорность отцу. Стонет и плачет она по ночам, наводя тоску и ужас на всех, кому случалось подходить к заклятому месту, а кругом в лесу раздается злобный хохот и рев сторожащей ее силы нечистой. Теперь уже доходят последние годы, на которые положено заклятье, и все чаще Любуша стала выходить на поверхность зеленую. Лесные сторожа и несколько заблудившихся в лесу путников не раз видели ее, как бледный призрак, сидящую на камнях дьявольского замка, и многие слышали ее стоны: «Тяжко мне, – плачет она,– дайте мне крест»». Два раза монахи ближайшего монастыря ставили крест на вершине этой постройки, но не устоял он: время еще не вышло, объясняет предание…». А вот и описание городища, данное тем же автором: «…Всесокрушающее время наложило свою руку и на этот памятник бесовской архитектуры: все больше оседает он, теряя облик здания, становится ниже, как бы уходит к своему строителю. Но и доныне массивной скалой высятся еще стены его – громадные глыбы сероватого песчаника – поросшие мхом. Причудливыми узорами избороздили их трещины, как бы десятки чудовищ отпечатлели на них свои лица и лапы.
В одной из стен сохранился еще ход в комнаты нижнего этажа: большая пещера, в которой свободно могут поместиться несколько человек. Две узкие щели уходят из нее в каменную толщу бесовской постройки. Это коридоры, по которым в недавнем прошлом можно было проникнуть во внутренние комнаты замка…».
И в конце ХХ века Чертово Городище привлекало собирателей фольклора, краеведов. В переложении В.А.Самойлова (1999) легенда звучит так: «…Черт, сватаясь к дочери лесника Любуше, получает от нее невыполнимое задание: построить за одну ночь до первого крика петуха на насыпном холме дворец белокаменный, красоты доселе невиданной, высоты неоглядной, чтоб до солнца было рукой подать!..
Приняв условие, с наступлением ночи Черт-жених собрал своих собратьев со всей округи тьму-тьмущую, поднялось из пекла адова на земную поверхность их видимо-невидимо. И сразу принялись они за дело, не мешкая, чтоб успеть затемно.
И дворец рос как на дрожжах, с быстротой невиданной, сказочной. А Любуша? Видя, что исход уговора грозит не в ее пользу, она торопливо выбегает из избы и через двор – в курятник. Схватила с насеста петуха и опрометью назад на кухню, к печной загнетке. Быстрехонько зажгла лучину. Петуха озарил свет. И он тут же, вообразив себе, что наступил рассвет, захлопал крыльями и закричал во все петушиное горло: «Ку-ка-ре-кууу!» Тут как услышали нечистые отродья петушиный крик, подумали, что наступило утро, и враз все разбежались в разные стороны, в преисподнюю ада…. Перехитрила Любуша Черта, но все же не уберегла себя… Вскоре, в ночь на Ивана Купалу, пошла Любуша в лес одна искать на счастье заветный призрачный цветок папоротника, да и угодила в темное подземное царство ада, где властелином был Сатана, отец ее жениха – Черта. Не пощадила ее судьба, не сумела избежать она своего рокового несчастья…».
С окрестностями Чертова Городища связаны и предания о разбойниках Кудеяре и Опте. В той же статье В.А.Самойлова они изложены так: «…бытует поверье, что основная масса награбленных драгоценностей в виде кладов зарыта здесь. Предание гласит, что будто бы разбойник Опта в глубокой старости поселился в лесу отшельником и, чтобы замолить свои грехи тяжкие, впоследствии на награбленные деньги строит два монастыря, получивших название оптинских: один под городом Козельском, к северо-востоку от него, на берегу реки Жиздры – Свято-Введенский мужской монастырь Оптиной Пустыни, а другой под городом Болховом Орловской области, с восточной стороны на берегу реки Нугрь – Оптино-Троицкий мужской монастырь».
*5. Отличительные признаки, степень уникальности.*
Можно отметить, что предания о том, как крик петуха помешал черту построить город в глухом лесу, бытовали и в других местах, подобных Чертову Городищу под Козельском. Свидетельство тому – рассказ М.М.Пришвина «Тютенькин лог» (1910) об окрестностях с. Брынь Жиздринского уезда Калужской губернии; цитируем: «…Тютенькин лог – одно из любимых мной мест. Там, среди моря ржаных полей и лугов, виднеются верхушки елей, словно вырастающих из-под земли. Дикое место. В глубине провала, в лесной чаще, там много гигантских темных камней, один под другим и друг возле друга. Есть громадные чаши, молотки, скамьи, фигуры людей и животных, какие-то высокие стены – все будто окаменелый и разрушенный город. Народ так и называет эти развалины - Чертово городище . Черти будто бы строили город, но не успели достроить: петух запел, и все рассыпалось…».
Пока нет ни одного отзыва
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.