усадьба Алексино (усадьба Барышниковых, кон. 18 -нач. 20 в.)

усадьба Алексино (усадьба Барышниковых, кон. 18 -нач. 20 в.)

Адрес: Центральный ФО, Смоленская область
Тип: Памятники архитектуры, Памятники культуры
Отзывы: всего (0)

Информация


0 0
Для голосования необходимо зарегистрироваться

Выгодное предложение


Бронирование


Фотографии


Краткая историческая справка:
усадьба располагалась в селе Алексино Дорогобужского уезда (ныне Дорогобужский район). Строительство усадьбы началось в конце XVIII века с подачи владельца Ивана Ивановича Барышникова. Для строительства усадьбы были привлечены выдающиеся архитекторы – Матвей Казаков и Доменико Жилярди. Первоначально здесь планировались только хозяйственные постройки и парк, схему которого в 1782 году составил Матвей Казаков. В 1790 году в Алексине возведены здание бумажной фабрики и целый комплекс амбаров, складов и контор. Интереснейшей постройкой стала «Андреевская крепость» – конный двор, выполненный в виде крепости. В 1792 году закончена церквь Михаила Архангела
Достопримечательности объекта:
в настоящее время сохранились: дворец, служебные корпуса (один разрушен), два жилых флигеля, комплекс церквей Михаила Архангела и Андрея Стратилата, конюшни (полуразрушены), музыкальный павильон, избы, Андреевская крепость, склады и амбар, несколько парков и пруды
Назначение (характер современного применения):
объект федерального (общероссийского) значения, исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры)
Категория охраны:
охраняется государством, памятник федерального значения

1. Полное наименование объекта

Усадьба Алексино (усадьба Барышниковых, кон. 18 -нач. 20 в.).

2. Исторические события, связанные с объектом

Усадьба Алексино – имение Барышниковых. Располагается селе Алексино в 18 км от Дорогобужа. Усадьба построена в стиле зрелого классицизма.

Строительство усадьбы началось в конце XVIII века с подачи владельца Ивана Ивановича Барышникова. Для строительства усадьбы были привлечены выдающиеся архитекторы – Матвей Казаков и Доменико Жилярди. Первоначально здесь планировались только хозяйственные постройки и парк, схему которого в 1782 году составил Матвей Казаков. В 1790 году в Алексине возведены здание бумажной фабрики и целый комплекс амбаров, складов и контор. Интереснейшей постройкой стала «Андреевская крепость» – конный двор, выполненный в виде крепости. В 1792 году закончена церквь Михаила Архангела. Строительство велось при непосредственном наблюдении крепостного архитектора В. Жданова, ученика Матвея Казакова. Сооружение главного дома началось с 1818 года архитектором Доменико Жилярди. По его же проекту был разбит новый парк с каскадом прудов, возведены флигеля и музыкальный павильон. На этом обустройство усадьбы в основном закончилось. Самой последней постройкой была церковь Андрея Стратилата.

После революции жизнь в Алексине сильно изменилась, Барышниковы пытались сохранить уникальные коллекции и архивные материалы. В 1919 году в Москву были вывезены полотна Рафаэля, Ротари, Левицкого, Тропинина, Брюллова. Затем, в 1920-е годы, сестры Барышниковы передали в Москву еще более 20 картин русских и западноевропейских художников. В 1927 году ценнейший архив семьи Барышниковых поступил в Смоленский областной архив.

В 1920 году здесь был открыт музей усадебного быта, некоторое время директором музея был Михаил Пришвин. Тут же, в усадьбе, разместился конный завод № 16 им. Буденного. Во время Великой Отечественной войны усадьба сильно пострадала, продолжает разрушаться и сейчас. Большинство построек используется местными жителями.

3. Местонахождение объекта

Смоленская обл., Дорогобужский р-он, с. Алексино.

4. Описание объекта

Усадьба расположена на стыке двух больших криволинейных прудов, чьи оси пересекаются под прямым углом (причем верхний вытянут с востока на запад, нижний – с севера на юг).

Крупный архитектурно-парковый ансамбль, создававшийся на протяжении сорока лет. Начиная с 1782 г. для владельца усадьбы И.И. Барышникова выполнял заказы М.Ф. Казаков, которому, возможно, принадлежат и проекты зданий, сооруженных в Алексине. По стилистическим признакам к работам Казакова могут быть отнесены церковь Михаила Архангела, Андреевская крепость, конюшня, контора, амбары. Строительство в усадьбе велось под непосредственным наблюдением крепостного архит. Я. Жданова – ученика М.Ф. Казакова. С 1810-х гг. в создании алексинского ансамбля принимал участие Д. Жилярди, который мог проектировать дворец и музыкальный павильон. В этот период строительство в усадьбе возглавлял ученик Д. Жилярди крепостной архит. Д. Поляков. Формирование парка продолжалось вплоть до 20-х гг. 19 в. Алексино – один из лучших и самых крупных на Смоленщине усадебных ансамблей классицизма.

Структуру усадьбы определяют три планировочные оси. Главная из них – с северо-запада на юго-восток – проходит через стрелку мыса по плотине, разделяющей водоемы. Направлением берегов определены две другие оси. На их пересечении находится узел композиции – Дворцовый комплекс. Его ядро – дворец (1819-1823 гг.) – крупный объем с повышенным центром. Главную ось на юго-востоке замыкает храмовый комплекс, включающий церковь Михаила Архангела (1794 г.) и скромный храм Андрея Стратилата (1847 г.). Дорога в створе западной стороны церковной ограды (не сохр.) отделяла основную усадебную территорию от череды кирпичных оштукатуренных изб.

Главный (дворцовый) комплекс усадьбы был идеально симметричен. Он состоит из музыкального павильона (построен между 1818 и 1824 гг.), двух корпусов служб (нач. 19 в.), двух жилых флигелей (1770-80-е гг.), фланкирующих парадный двор, и конюшен (1770-80-е гг.). Их также было две, но в советское время южную конюшню разобрали – осталась лишь северная, на берегу. Конюшни зеркально повторяли друг друга. Полукруглую дугу каждого здания стягивает диаметр, обращенный к партеру перед дворцом. Ближе всего к дворцу расположены низкие хозяйственные сооружения; за ними, параллельно ему – флигели.

На северо-западе главная ось проходит по касательной к западному флангу Андреевской крепости (строилась между 1798 и 1810 гг.) с высокой башней посредине и восемью низкими по сторонам. В юго-западной части вытянулся комплекс хозяйственных построек (1780-е г.) с двухэтажным зданием важны между приземистыми амбарами и складами по берегу нижнего водоема.

Четкость центрального ансамбля, по крайней мере в 19 в., несколько механистично подчеркивали сквозные ограды с мерным ритмом каменных столбиков. Западный прямоугольник ограды соединял торцы дворца с восточным фасадом музыкального павильона и продолжался к востоку, в плоскости задних фасадов продольных служебных построек. Два других прямоугольника (сильно вытянутых вдоль оси этого ансамбля) симметрично объединяли с торцами дворца фасады хозяйственных построек и флигелей.

Все архитектурные сооружения усадьбы, вместе с водоемами и окружающими их парками, образуют единый архитектурно-ландшафтный ансамбль. К востоку от дворца (в сторону церковного комплекса) расположен старейший парк усадьбы. Сейчас он имеет пейзажный характер, и от его первоначальной регулярной планировки сохранилась лишь аллея по восточной границе. На юге парк ограничен валом и рвом вдоль дороги на Дорогобуж. У юго-западного угла парка эта дорога поворачивает на север, вдоль берега нижнего пруда и проходит мимо дворца к парадному двору. Между западным фасадом дворца и дорогой расположен «Собственный садик». На краю его, против входа во дворец, находится невысокий музыкальный павильон. В 1,5 км к северу от дворца на опушке леса стоит у дороги небольшая часовня, очень лаконичная по формам, свойственным неорусскому стилю начала 20 в.

Помимо старинных насаждений на левых берегах, вдоль правых берегов водоемов простираются два других, более поздних, парка. Верхний начинается у впадения реки в верхний пруд и тянется до плотины. Объемы Андреевской крепости органично связаны с верхним парком и окружены густым массивом насаждений. Нижний парк расположен на склоне правого берега нижнего пруда. В отличие от верхнего, этот парк состоит из системы открытых полян, связанных между собой сетью дорожек и отделенных одна от другой редкими группами деревьев. Из многих точек парка открываются виды на другие берега с расположенными на них постройками Дворцового комплекса и Андреевской крепости. В южной части нижнего парка, у самой воды, сохранилась «зеленая беседка» из восьми лип, посаженных по кругу.

Дворец – одно из лучших произведений позднего классицизма на Смоленщине – сохранил оригинальную отделку интерьеров. Кирпичные стены оштукатурены. Чугунный балкон подъезда на фигурных колоннах, с ажурной балюстрадой и вазами относится к середине 19 в. Во втором этаже бокового фасада и в цоколе несколько проемов растесано.

Композицию здания составляют три двухэтажных корпуса, прямоугольных в плане и соединенных более узкими галереями той же высоты. Над центральной частью среднего объема возвышается мезонин. Все три корпуса выходят со стороны плотины на одну линию.

В первом этаже среднего объема выступает ризалит с пятью арочными нишами. Шестиколонный портик на трехчетвертных тосканских колоннах расположен на уровне второго этажа. Мезонин с глубокой арочной нишей по ширине равен ризалиту. На ризалитах боковых кубических корпусов в первом этаже сделаны три неглубокие арочные ниши. Во втором этаже эдикула с двумя колоннами обрамляет среднее окно. Первый этаж рустован и прорезан окнами с замковыми камнями в перемычках. Восточный фасад дворца, обращенный к парадному двору, аналогичен западному, однако здесь средний корпус значительно выдвинут вперед.

Все помещения объединяются в три группы: хозяйственную, жилую, парадную. Низкие цокольные этажи боковых флигелей, предназначенные для кладовых, сообщались с первым этажом внутренней лестницей и имели непосредственный выход на улицу. Помещения первого этажа, предназначенные для кухонь, кладовых и жилья прислуги, первоначально имели выходы в центре галерей, а со вторым этажом были связаны внутренними лестницами.

Во втором этаже северного объема и в галерее, примыкающей к нему, размещались жилые комнаты семьи владельца. В среднем объеме располагались парадные помещения.

Просторный вестибюль в первом этаже перекрыт сомкнутым сводом с распалубками. Широкий арочный проем в его стене ведет на парадную лестницу с коваными решетками. Плафон над ней сохранил первоначальную гризайльную роспись.

Прихожая второго этажа, вытянутая вдоль поперечной оси здания, соединена с небольшим вестибюлем под парусным сводом. Высокие двери слева ведут к лестнице в мезонин, возведенной на ползучих арках; справа же, через арочный проем и проходную комнату, можно попасть в танцевальный зал либо в анфиладу гостиных вдоль восточного фасада.

Танцевальный зал расположен в галерее между главным и южным корпусами. Перед торцовыми стенами зала с парадными створчатыми дверьми стоят колонны. В первой юго-восточной угловой гостиной в цветное поле плафона вписан круг. Следующая комната в анфиладе - "Большая гостиная" с симметричными печами по углам. Каждая из них представляет собой архитектурное сооружение с ионическими портиками, фронтонами я аттиками. Стены на уровне антаблемента печей опоясаны живописным фризом с изображениями грифонов, пальметт, листвы.

Последняя комната в анфиладе - парадная спальня. Здесь между пилонами, в одном из которых скрыта печь, поставлены тосканские колонны. Антаблемент над ними переходит на стены комнаты, завершая их.

Музыкальный павильон характерен для небольших парковых построек в формах классицизма. Это одноэтажный прямоугольный в плане объем с пологим куполом на низком барабане. Кирпичные стены оштукатурены.

Обращенные к пруду и ко дворцу основные фасады имеют посредине ризалит с фронтоном (его поддерживали тосканские колонны). Широкие интерколумнии портиков и большие арочные окна способствовали раскрытости здания в парк.

Интерьер состоит из среднего зала и двух симметричных комнат по сторонам. Зал перекрыт куполом, а боковые комнаты – коробовыми сводами.

Службы – два корпуса, расположенные симметрично по сторонам парадного двора. Характерные для классицизма вспомогательные усадебные постройки представляют собой низкие и вытянутые прямоугольные одноэтажные объемы с четырехскатными крышами. Кирпичные стены были оштукатурены позднее.

Убранство фасадов неодинаково: главные фасады, обращенные к парадному двору, крупнее по масштабу, чем противоположные (к хозяйственному двору), и выделены тремя выступами ризалитов с ленточным рустом. На обеих сторонах в стену заглублены ниши с лучковой перемычкой: на главном фасаде их 11, на противоположном – 13. За исключением ризалитов, фасады расчленены лопатками под раскреповками карниза.

Внутреннее пространство делится поперечными каменными стенами на отдельные помещения с самостоятельными входами. Здания использовались в качестве каретных сараев и кладовых.

Жилые флигели стоят симметрично относительно главной оси комплекса и обращены короткими фасадами в сторону парадного двора. Архитектура переходная от барокко к классицизму. Кирпичные стены оштукатурены.

В 20 в. северный флигель был перестроен в двухэтажное здание. Первоначальный карниз был уничтожен, а новый выложен на несколько рядов кирпича выше. Окна второго этажа были пробиты вновь, проемы первого этажа понижены. Декор протяженных фасадов во многом утрачен.

Северный флигель сохранился хорошо. Торцовые фасады прямоугольного в плане объема трактованы как главные, венчающие их ступенчатые аттики почти вдвое увеличивают высоту здания. Они усложнены нишами, лопатками, ленточным рустом и завершаются подобием волют. Середины коротких фасадов выделены пилястровыми тосканскими портиками. Длинные стороны зданий имеют три ризалита: больший в центре и меньшие по бокам, расчлененные пилястрами тосканского ордера. Циркульные завершения окон использовались для освещения антресолей.

Кирпичная конюшня находится к северу от дворца, на пологом спуске к верхнему пруду. Формы классицизма пополнены элементами псевдоготики. Во 2-й пол. 19 в. возведена пристройка со стороны пруда, а внутренняя аркада (со стороны двора) была заложена.

Низкий полукруглый объем примыкает к прямоугольному корпусу той же высоты, причем протяженность корпуса равна диаметру полукружия. Постройка имеет полуциркульный внутренний двор.

К дворцу обращен прямолинейный фасад с чередованием рустованных выступов и гладкой стены с нишами. Полукруглый внешний фасад (к пруду) расчленен прямоугольными нишами, в которые заглублены стрельчатые световые и ложные проемы.

Выпуклые стены снесенной конюшни были побелены по цепной кладке, нехарактерной для этого время в данном регионе. Фасад равномерно членили широкие лопатки с едва заметным постаментом на уровне такого же кирпичного цоколя. Над высоко поднятыми крупными лежачими окнами прямоугольной формы нависала крутая драночная кровля, комфортно затенявшая стойла в яркий солнечный день.

Комплекс хозяйственных построек расположен вдоль дороги, на бровке западного берега нижнего пруда. В одну линию с двухэтажным кубическим зданием важни и конторы симметрично расположены два низких амбара под высокими кровлями. Купольное завершение важни утрачено. Кирпичные оштукатуренные здания связаны между собой длинной глухой стеной заднего восточного фасада.

Восточная стена важни расчленена четырьмя тосканскими пилястрами, наложенными на ленточный руст; оконные проемы прорезаны в неглубоких прямоугольных нишах. Завершен объем четырехскатной кровлей со шпилем.

Боковые фасады (закрыты пристройками) имеют широкие арки для въезда телег. В первом этаже взвешивали зерно, во втором разместили контору.

Длинные восточные фасады амбаров прорезаны аркадами. Стены покрыты ленточным рустом, переходящим над арками в клинчатый. Через внутреннюю стену галерей у амбаров четыре дверных проема ведут в одинаковые хранилища.

Склады поставлены у дороги, ведущей от плотины к комплексу хозяйственных построек, в одну линию с амбарами. В 1968 г. все арки в нижней части были заложены кирпичом, в верхней застеклены. Кирпичные стены побелены по кладке. Прямоугольный в плане одноэтажный объем завершен двускатной кровлей. Продольный фасад, обращенный к пруду, имеет средний ризалит с четырьмя тосканскими пилястрами и фронтоном. Стены по сторонам ризалита покрыты ленточным рустом, переходящим над арками в клинчатый. Поперечные стены делят интерьер на центральное помещение и два симметричных боковых.

Андреевская крепость, названная по имени сына И.И. Барышникова, находится на правом берегу верхнего пруда. Первоначально крепость имела замкнутую композицию, но к настоящему времени сохранилась лишь часть, обращенная к водоему. В 20 в. верхний ярус главной башни был разобран. Кирпичные стены были оштукатурены не сразу. Помещения этого оригинального произведения псевдоготики использовались для складов.

Композицию здания, вытянутого вдоль водоема, составляют двухъярусная (в прошлом трехъярусная) главная башня над протяженным одноэтажным корпусом, восемь небольших двухэтажных башен с четырьмя или пятью гранями и крепостные стены, объединяющие все объемы.

Главная башня, возвышающаяся в центре длинного здания, значительно превышает высоту других сооружений крепости. Сохранившиеся два яруса четырехгранные, таким же был и третий ярус, с высоким многоступенчатым аттиком и шпилем. На его фасаде, обращенном к пруду, помещались часы. Одноэтажные крылья, с двух сторон примыкающие к главной башне, со стороны пруда имеют высокий цоколь, за которым находится полуподвал. Здание расчленено тремя ризалитами со стрельчатыми окнами. Между выступами прорезаны стрельчатое и два круглых окна.

Башни делятся на два типа. Квадратные поставлены при соединении прямых участков стен под прямым углом, пятиугольные размещены там, где стены сходятся под тупым углом. В местах понижения рельефа башни и стены имеют высокие цоколи. Грани башен, обращенные наружу, прорезаны в нижней части тремя арочными окнами, а в верхней части - тремя круглыми. По верху стен каждой башни проходят аркатурный пояс и высокий парапет с двумя рядами бойниц. Рельефные кольца на пряслах имитируют пушечные амбразуры.

К нашему времени сохранились три избы в формах зрелого классицизма.

Каждая изба одноэтажная, с продольной двускатной кровлей, подызбицы не имеет и похожа на типичный флигель в классицистической усадьбе.

Длинный пятиосный фасад обращен к дороге. Крайние оси подчеркнуты рустованными ризалитами. Все окна прямоугольные, заглубленные в ниши вместе с лежачей накладкой над проемом (в средней части фасада) либо лежачей нишкой (на ризалитах, где перемычка охватывающих ниш гораздо ниже, но там под окнами есть и лежачие накладки). Оштукатуренный тимпан фронтона на торцах кирпичных изб прорезан арочным слуховым окном с подвышенной полукруглой перемычкой.

Церковь Андрея Стратилата расположена к югу от церкви Михаила Архангела на значительном удалении. Кирпичные стены оштукатурены. В 20 в. разобран восьмерик над средокрестием и заложены проемы в лоджии западного фасада.

Одноэтажное здание в формах позднего классицизма имеет в плане латинский крест. Все ветви креста, расчлененные тосканскими пилястрами под фризом с триглифами, завершаются фронтонами. На фасадах два типа окон: в алтаре и главном нефе - прямоугольные с сандриками, на рукавах креста – в глубоких арочных нишах с архивольтами на консолях.

Церковь Михаила Архангела занимает центр квадратного церковного участка, который был обнесен оградой (не сохр.). Кирпичные стены храма оштукатурены, базы колонн белокаменные. Церковь – прекрасный образец зрелого классицизма как по композиции, так и по мастерству прорисовки деталей.

Четверик с широкими ризалитами на каждом фасаде завершен ротондой с крупной главой над куполом. К высокому цоколю на всех сторонах (кроме восточной) подходили площадки-террасы со спусками лестниц. На каждом фасаде четырехколонные ионические портики в антах увенчаны фронтонами. Стена в глубине каждого портика расчленена декоративным поясом на два неравных яруса окон: верхние близки квадрату, нижние - прямоугольные. Венчающая ротонда имеет четыре небольших ризалита, расположенных по диагоналям. Окна ротонды (каждое второе ложное) обрамлены раннеклассицистическими наличниками. Лоджии в глубине портиков украшены горельефами и декоративными накладками с гирляндами. Окраска фасадов была двуцветной: красный фон и белые рельефы.

Внутреннее крестообразное в плане пространство перекрыто в центре полусферой купола. Подкупольное пространство с трех сторон окружали хоры, куда вели две винтовые лестницы в западных пилонах здания. Хоры поддерживались коринфскими колоннами в два ряда. Изломы антаблемента над колоннами превращали центральное пространство в октогон. К амвону солеи была выдвинута купольная сень с царскими вратами иконостаса. Стены под хорами и арки украшены лепным декором: розетками, ионикой, дентикулами. В интерьере основным тоном стен, колонн и пилястр был желтый, фоновые поля в архивольтах и нишах, обрамление парусов и окон барабана, а также участки стен под окнами – розового цвета. Розетки, архивольты и вся лепнина - белые. В подцерковье, куда ведет железная дверь с восточной стороны, находится одностолпная усыпальница с белокаменными надгробиями Барышниковых в западной части.

Часовня, поставленная на берегу озера к северо-востоку от главного дома, - оригинальное произведение неорусского стиля в строгой трактовке. Кладка кирпичных стен лицевая. Над кубическим объемом крутая четырехскатная кровля из щепы увенчана вертикальной узкой маковицей на круглой шейке. На углах - огибающие лопатки. Над крупным арочным входом, не имеющим обрамления, помещен киот под двускатным навесом, врезанным в кровлю. Глухие двустворчатые двери ведут в квадратное помещение под сомкнутым сводом. В боковых стенах прорезаны небольшие арочные окна.

В настоящее время сохранились – дворец, служебные корпуса (один разрушен), два жилых флигеля, комплекс церквей Михаила Архангела и Андрея Стратилата, конюшни (полуразрушены), музыкальный павильон, избы, Андреевская крепость, склады и амбар, несколько парков и пруды.

5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных

Интернет.

6. Отличительные признаки объекта, степень уникальности

Объект исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального (общероссийского) значения.

7. Состояние объекта и степень сохранности

Требуется восстановление и реставрация.

8. Охрана памятника

Охраняется государством. Памятник федерального значения.

Отзывы


Пока нет ни одного отзыва

Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.

Бронирование


Для данного объекта функция бронирования недоступна.

Реклама



 
Загрузка...