0 | 0 |
Для голосования необходимо зарегистрироваться |
Центральный ФО, Москва, Северо-Восточный АО, Ростокино р-н
Центральный ФО, Тульская область, Алексинский р-н, г. Алексин
В 1783 году имение Дугино унаследовал Никита Петрович Панин, который умер в 1837 году. Затем имение Дугино унаследовала Мария Александровна, дочь сына Панина Александра, которая в последствии станет княгиней Мещерской. Кстати князья Мещерские были последними владельцами Дугино. Усадьба графа Панина, а затем князя Мещерского это красивейший парк на левобережье красавицы Вазузы. Здесь были аллеи из дуба и кавказской липы, другие из туи, третьи из березы. А над Вазузой со звонкими родниками склонялись белые ивы, а их покой и грусть, будто витязи на часах, охраняли канадские тополя. По берегам еще пролегали аллеи из берлинских тополей, рядом с парком зеленела пихтовая роща. В парке насчитывалось более 30 видов деревьев. Если быть точнее, то это был не парк, площадью 34 гектара, а настоящий ботанический музей. Посреди парка возвышался дворец с двумя флигелями. В его залах висели картины знаменитых художников, имелась большая библиотека (свыше десяти тысяч томов) с редкими старинными книгами, с автографами известных писателей и мыслителей России и Европы.
Дворец, каким представляют его старые фотографии – с эффектным портиком шести коринфских колонн на аркадах, примкнувшим к центральной, повышенной части основного здания. За новой торжественной декорацией скрылась сердцевина старого дома XVIII в. с мезонином в пять окон, имевшего, возможно плоскостное оформление фасадов. Характер примыкания портика с маскирующими углы мезонина пилястрами, его значительные высота и вынос, образующий в первом этаже по сути открытый вестибюль с арочными входами – все свидетельствует в пользу его более поздней, чем сам дом, пристройки. Возведение всего дворца заново по проекту 1820–1840-х гг. неизменно продиктовало бы ему совершенно другую объемно-планировочную структуру, более соответствующую архитектурным принципам второй четверти XIX в. Сохранившиеся же планы и фотографии дугинского дома показывают здание, в основе своей восходящее к типологии больших усадебных домов-дворцов конца XVIII – самого начала XIX вв. с линейной трехчастной композицией и с характерным полукруглым выступом центрального зала – «салона» на парковом фасаде. В качестве близких аналогий назовем дворцы в Степановском-Волосове (1790-е гг.), Введенском (1790-е гг.) и Остафьеве (1801-1805 гг.). При перестройках 1845 г. к прежде узким галереям, соединявшим дом с флигелями – «княжеским» и «гостинным» (так они именуются в документах), со стороны паркового («речного») фасада пристроили помещения, увеличившие их ширину. В одном, ведущем к левому, «гостинному» флигелю устроили оранжерею, где выращивали редкие цветы
Объект исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения
Охраняется государством, памятник местного значения
1. Полное наименование объекта
Усадьба графа Панина «Дугино».
2. Исторические события, связанные с объектом
На протяжении почти трехсот лет усадьба Дугино была местом приложения сил, средств и фантазии ее обладателей, она любовно обустраивалась, временами существенно меняла свой облик в угоду моде и пристрастиям нового хозяина. И при этом непостижимым образом сохраняла ту атмосферу, которую привнесли в нее первые владельцы из рода Паниных – братья Никита и Петр.
Но все же более всего для Дугина сделал их племянник и сын – Никита Петрович. Опальный граф, высланный из столиц в глухую провинцию за участие в дворцовом перевороте и излишнюю самоуверенность, начинает активно заниматься благоустройством родового имения. Он перестраивает старый дворец, по его приказу сооружаются новые хозяйственные постройки, в селе Хотьково в ознаменование победы над французами на средства графа была возведена Вознесенская церковь. Много внимания уделяется парку, который благодаря стараниям Никиты Петровича поддерживается в безупречном порядке. Занимался граф и разборкой архивов своей семьи, которые вывез в имение его отец. Бумаг было так много, что пришлось для них построить специальное помещение в полуверсте от главного дома – на хуторе Левшино. Одна из многочисленных местных легенд гласит о том, что из дворца в архив можно было попасть по проложенному подземному ходу. Граф Никита Панин, как и его отец, был строг со своими крепостными. К примеру, чтобы крестьянские свиньи не наносили вред парковым растениям, он издал такой указ: «всех увиденных там свиней ловить и держать пока не явится хозяин. Тех свиней возвращать после, как хозяину дать 100 ударов плетьми. В другой раз наказание удвоить, а свиней тогда бить и хозяину не возвращать».
Однако не только о своей собственности Н.П. Панин проявлял заботу. Он открыл одно из первых в губернии училище для крестьянских детей «числом до 20 человек». Правда, его очень расстраивал учитель, который не только, по мнению образованного вельможи, не справлялся со своими обязанностями, но к тому же был подвержен известной русской болезни – пил запойно. А однажды даже подрался с управляющим имением, чем полностью дискредитировал себя в глазах графа. Дотошно входил Панин и в дела больницы, открытой в его имении. Приведем здесь еще один документ, вышедший из-под пера этого человека: «Нужно для больницы пиявок 25 штук, которые купите и пришлите в Дугино с первой оказией, а дабы не могли дорогою поморозить, то узнать, как их от сего сохранить и о том приказать возчику». Надо отдать должное Н.П. Панину: несмотря на свое достаточно суровое отношение к крестьянам, он, говоря современным языком, пользовался у них авторитетом. И доказательством служит тот факт, что во время французского нашествия именно местные крестьяне не допустили разграбления Дугинской усадьбы.
Находясь фактически под домашним арестом, живя в одиночестве – его жена Софья Владимировна, в девичестве Орлова, вместе с детьми оставалась в Москве, чтобы дать сыновьям хорошее образование, граф Никита Петрович искал применение своим силам и способностям. Он даже написал две оперы – «Горбун» и «Модная лавка». Можно только представить, каково это молодому, блестяще образованному человеку, полному энергии и планов, сделавшему такую стремительную карьеру, оказаться в смоленской глуши без надежды на возвращение в свою родную среду – светское общество. Ему было отказано даже в праве возглавить смоленскую земскую милицию. Умер граф в 1837 году, и так же, как его отец, был похоронен в Дугинской усадебной церкви. Владельцем усадьбы Дугино, по закону майората, стал его старший сын Александр. Он пережил отца только на тринадцать лет, но успел сделать очень много для своего имения. Не имея карьерных амбиций своих предков, Александр Панин до 20 лет вообще не состоял ни на какой службе, хотя получил блестящее домашнее образование, дополненное позднее учебой в Петербурге. Во время войны с Наполеоном вступил в народное ополчение, участвовал в Бородинском сражении, заграничных походах. Исполнив долг перед Отечеством, он вернулся в свое имение вместе с молодой женой Александрой Сергеевной, в девичестве Толстой. А поскольку граф Александр увлекался биологией и агрономией, все свои познания он приложил к старинному парку, сделав его одним из самых богатых и необычных по растительному составу.
Дугинский парк делился, как это и было положено, на две части: регулярную (французский парк) и пейзажную (английский парк). Регулярный парк в плане представлял две перпендикулярные оси: одна проходила по главной аллее вдоль дворца, вторая совпадала с подъездной дорогой к зданию. От места пересечения этих осей в радиальном направлении отходило пять аллей, обсаженных различными породами деревьев. Поэтому они назывались «лиственничная», «березовая», «дубовая», «кленовая», «липовая». Аллеи вели к копанным прудам прямоугольной формы. На крутом берегу Вазузы были устроены каскадные пруды, обсаженные лиственницами. Высохшие, они просматриваются и сегодня, благодаря чудесной раме из вековых лиственниц, высота которых достигает 30-35 метров. Местные жители их именуют «сухими сажелками». Река также стала предметом пристального внимания дугинского садовника. На ее берегах был высажен в ряд канадский тополь, а ближе к воде – плакучая ива. Всего по некоторым данным в парке на площади свыше 100 гектаров произрастало до 50 видов деревьев и кустарников. Причем одних лип пять разновидностей, пихты – семь, кленов – пять видов, был завезен американский фасный дуб, черноствольная береза Шмидта, древесину которой не брал никакой топор. Усадьбу и регулярный сад полукольцом охватывал пейзажный парк, в его северо-восточной части и по сей день сохранилось несколько вековых дубов.
По всем характеристикам дугинский парк более походил на уникальный ботанический музей. В теплицах– их местонахождение нынче можно определить по стекольному бою - выращивались ананасы, виноград, арбузы, дыни, мандарины, земляника подбиралась по сортам с тем, чтобы урожай ягод можно было собирать круглый год. В оранжереях вились тропические лианы, поражали своей нездешней красотой цветы с островов Индийского океана. Отдельная оранжерея предназначалась для выращивания 15 сортов орхидей: по преданию их поставляли королевскому двору Великобритании. В садовом питомнике выращивали различные саженцы плодовых деревьев, которые продавали всем желающим. Около шести десятин занимал огород, обеспечивавший хозяев необходимыми овощами и зеленью. Необычность парка подчеркивали его обитатели – завезенные сюда пятнистые олени.
У графа А.Н. Панина было две дочери. Старшая – Мария – унаследовала отцовское имение. Она вышла замуж за Н.П. Мещерского, родовитого, но небогатого князя, внука известного писателя, автора «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Николай Петрович привез в Дугино архив, полученный в наследство от своей матери. В нем были весьма ценные бумаги, в том числе рукописи А.С. Пушкина, который, как известно, был очень близок к семье Карамзиных. Работать с этими документами в имение приезжали видные ученые, историки, в том числе С.И. Соловьев, В.О. Ключевский.
На зиму князья Мещерские перебирались в Москву, где вели активную светскую жизнь. Летом вся семья съезжалась в Дугино. Мария Александровна, женщина энергичная и волевая, завела порядок: всем ее замужним дочерям вместе с мужьями, детьми, прислугой, гувернантками надлежало являться в имение и проводить лето под ее бдительным оком. Добирались, как правило, по железной дороге, строительству которой активно содействовала княжеская чета, в двух-трех пассажирских вагонах, высаживались на станции Дугино (в настоящее время поселок Новодугино), где их уже ждали экипажи. В архиве осталось описание дугинского дворца – летней резиденции семьи Паниных-Мещерских. Вот как он выглядел в 1885 году: «Главный дом двухэтажный смешанный, первый этаж каменный, второй деревянный с мезонином и частью с антресолями, дом крыт железом, стены снаружи и внутри, перегородки и потолки оштукатурены, потолки частью имеют лепные украшения и расписаны живописью по штукатурке, стены и перегородки оклеены обоями, частью хорошими, стены в одной парадной комнате и колонны на парадной лестнице обделаны мрамором, полы преимущественно паркетные дубовые, приборы медные хорошего сорта, печи и камины мраморные, парадные лестницы дубовые, черные – сосновые, досчатые. В доме устроены ватерклозеты с водопроводом. Вообще дом устроен в лучшем виде». К этому стоит добавить роскошное убранство комнат, в имении была собрана великолепная художественная коллекция, имелась библиотека, насчитывающая более десяти тысяч томов. В1870-х годах в Дугине начали разводить симментальский скот, от которого в дальнейшем была выведена местная сычевская порода коров.
Последним хозяином усадьбы Дугино был Александр Николаевич Мещерский, член Государственной Думы, сделавший очень много для развития образования и здравоохранения в Сычевском уезде. В своем имении он открыл госпиталь для раненых на фронтах первой мировой войны. Эти заслуги не спасли его от революционного террора. Вместе с женой князь был арестован и брошен в тюрьму. Там он занимался уборкой отхожих мест. А надо сказать, этот человек ранее отличался особой чистоплотностью, был болезненно брезглив. Можно только предположить, как сумел пережить Александр Николаевич столь изощренное издевательство тюремных надсмотрщиков. Однако нашлись и сочувствующие, они помогли князю бежать. После долгих мытарств князья Мещерские оказались в Париже, где продолжали свою благотворительную миссию и открыли «Русский дом для престарелых».
А Дугинский дворец сгорел в 1918 году. Еще раньше растащили его содержимое. Неизвестно, куда исчезла богатейшая библиотека. Усыпальница графов Паниных была осквернена и разграблена. Усадебный храм исчез с лица земли. До недавнего времени сохранялись флигели. Но в конце прошлого века новый пожар уничтожил одну из этих пристроек - правую. В левом флигеле до 1980 года была школа, а теперь с ним вполне энергично расправляются люди и время. Каким-то чудом уцелела башня с проездными воротами конного двора. Дом «крючок», скорее всего предназначенный для проживания управителя, разбирается на кирпич. То же самое происходит и с фермами.
3. Местонахождение объекта
Смоленская обл., Сычевский р-он., д. Дугино.
4. Описание объекта
Дворец, каким представляют его старые фотографии – с эффектным портиком шести коринфских колонн на аркадах, примкнувшим к центральной, повышенной части основного здания. За новой торжественной декорацией скрылась сердцевина старого дома XVIII в. с мезонином в пять окон, имевшего, возможно плоскостное оформление фасадов. Характер примыкания портика с маскирующими углы мезонина пилястрами, его значительные высота и вынос, образующий в первом этаже по сути открытый вестибюль с арочными входами – все свидетельствует в пользу его более поздней, чем сам дом, пристройки. Возведение всего дворца заново по проекту 1820–1840-х гг. неизменно продиктовало бы ему совершенно другую объемно-планировочную структуру, более соответствующую архитектурным принципам второй четверти XIX в. Сохранившиеся же планы и фотографии дугинского дома показывают здание, в основе своей восходящее к типологии больших усадебных домов-дворцов конца XVIII – самого начала XIX вв. с линейной трехчастной композицией и с характерным полукруглым выступом центрального зала – «салона» на парковом фасаде. В качестве близких аналогий назовем дворцы в Степановском-Волосове (1790-е гг.), Введенском (1790-е гг.) и Остафьеве (1801-1805 гг.). При перестройках 1845 г. к прежде узким галереям, соединявшим дом с флигелями – «княжеским» и «гостинным» (так они именуются в документах), со стороны паркового («речного») фасада пристроили помещения, увеличившие их ширину. В одном, ведущем к левому, «гостинному» флигелю устроили оранжерею, где выращивали редкие цветы.
Стилистика отделки фасадов несколько неоднородна, но в целом соответствует позднему классицизму и предельно лаконична. Особенно это касается главного объема дома. Нижний этаж трактован как цоколь. Поверхность его стен прочерчена ленточным рустом. Высокие окна второго этажа обрамляют простые строгие наличники. Несколько более разнообразна и одновременно более мелочна архитектура флигелей. Здесь присутствуют пилястры, арочные обрамления окон, сандрики на кронштейнах и львиные маски в замках. Второй, деревянный, этаж флигелей к тому же не был оштукатурен. Тесовая обшивка стен выделялась в общем оформлении дворцового здания. В архитектурном облике дугинского дома, видимо, не раз менявшемся, зримо видны результаты разновременных перестроек, связанных с деятельностью разных по своим подходам и профессиональному уровню архитекторов.
В планировке усадебного ансамбля идентичные двухэтажные объемы каменных «паэльского» дома (конторы) и хлебного магазина являлись своего рода пропилеями при въезде на парадный двор. От них к въездным воротам уступами, сужаясь, шли по обеим сторонам оформленные рустованными аркадами стены хозяйственных построек. Хозяйственные помещения – кучерская и квартиры для служащих – располагались только с одной стороны подъездной аллеи, с другой им соответствовала маскировочная декоративная стенка, сделанная исключительно для симметричности композиции. По характеру своего архитектурного решения кубические здания конторы и магазина с двумя четырехколонными портиками на смежных (выходящих на парадный двор) фасадах вполне могут относиться к концу XVIII столетия.
Среди построек в стиле классицизма своим «готическим» обликом выделялся поставленный на окраине парадной части усадьбы т.н. «дом для служащих». Не исключено, что он мог быть построен в 1830-е гг. по проекту М.Д. Быковского, создававшего в те годы для Паниных ансамбль усадьбы Марфино под Москвой в романтическом «готическом» вкусе. Общий замысел дома с центральной башней и архитектурные детали (стрельчатые окна, зубчатый парапет над карнизом) перекликаются с решением хозяйственного комплекса в Марфине.
Из других сооружений Дугина привлекает внимание комплекс скотного двора, находившийся за пределами усадьбы. Деревянные здания самого двора, сарая и навеса окружала высокая кирпичная стена с гранеными башнями по сторонам въезда и круглыми по углам. Образ «крепости» дополняли зубчатые парапеты и немногочисленные стрельчатые окна-бойницы. В самом «замковом» характере архитектуры этого хозяйственного ансамбля нет ничего необычного. В «неклассических» формах решались в усадьбах многие подобного рода сооружения. Можно вспомнить конные дворы в Красном Ермоловых, в Марьинке Бутурлиных, в Кускове Шереметевых и т.д. Однако, суровый характер дугинской неоготики, почти романская по духу ясность и строгость объемов и отсутствие декоративных деталей выделяют эту постройку из ряда усадебных «потешных крепостей».
Есть основания полагать, что двор был возведен в конце XVIII в., затем, возможно, перестраивался, сохранив частично первоначальные стены и башни. В документах 1885 г. он назван «строением старым, но довольно прочным». Видимо, «крепость» явилась результатом строительной активности героя русско-турецкой войны, «покорителя Бендер» П.И. Панина. Известно, что к подобной архитектуре он был неравнодушен – выстроил целый «готический» усадебный ансамбль в Михалкове, главный дом которого по преданию напоминал своим видом бендерскую крепость. Следует, впрочем, признать, что скотный двор в Дугине и уцелевшие постройки в Михалкове резко различаются между собой по характеру применения средневековых архитектурных мотивов. Возможно, аскетичность образа дугинского сооружения – следствие предельного упрощения местными мастерами присланного из столиц или сочиненного по увражам проекта.
Оригинально был решен церковный ансамбль, отнесенный в сторону от парадного двора усадьбы. Небольшую площадь с храмом посередине обрамляли хозяйственные постройки. Из них сохранилась одна «галерея каменная полуциркульная» (как она названа в описи), позже получившая название «дом-крючок» за свою планировку – два параллельных прямоугольных корпуса, один из которых вдвое длиннее другого, соединены дугой в четверть окружности. В ансамбль входили два таких «крючка», составлявшие полукружие площади. Красивы были ворота церковного двора в виде миниатюрной трехпролетной триумфальной арки.
На территории усадьбы расположены:
- служебный корпус («Дом-Крючок»);
- флигель главного дома;
- дом для прислуги;
- здание фермы;
- парк.
5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных
Интернет
6. Отличительные признаки объекта, степень уникальности
Объект исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения.
7. Состояние объекта и степень сохранности
Удовлетворительное.
8. Охрана памятника
Памятник находится под охраной государства, объект местного значения.
Пока нет ни одного отзыва
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.